Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения.

Название работы: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

52 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

Глава 1 Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов как психолого - педагогическая проблема

1.1 Понятие познавательной деятельности и познавательной активности учащихся младшего школьного возраста

1.2 Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся младших классов

1.3 Особенности познавательной деятельности младших школьников

Выводы по главе 1

Глава 2 Практика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

2.1 Обобщение опыта активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

2.2 Игра на уроке природоведения как одно из ведущих средств активизации познавательной деятельности у младших школьников

Выводы по главе 2

Заключение

Библиографический список

Приложение

Выдержка:

Введение:

В развитии творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности- главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В.В. Розановой сказано :” Интерес- внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого-, чего-нибудь”.[1] Следовательно, каждому учителю необходимо планируя урок продумывать и проектировать его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, который должен поддерживаться от урока к уроку. Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что значительно превалирует доля низкого интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохо материальном обеспечении школы.[26]

Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Проблемой активизации познавательной деятельности учащихся занимались следующие ученые: М.Н. Кашин, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт, В.С. Ильин, Н.А. Менчинская, М.И. Махмутов, Б.П. Есипов, Г.М. Лебедев, Т.И. Шаламова.

Целью нашего исследования явилось рассмотрение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках природоведения.

Объектом исследования является процесс обучения природоведению в начальных классах.

Предметом исследования являются средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Глава 2:

Основная сюжетная линия: именинник приглашает друзей на день рождения; мама обсуждает с ним меню чайного стола; папа и дедушка помогают составить программу вечера. Приходят гости. Они поздравляют именинника с днем рождения, пьют чай, развлекаются…

Могут быть предложены и другие темы сюжетно-ролевых игр: «На перекрестке» (формирование знаний о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения); «Мы – дежурные» (развитие навыков хозяйственно-бытового труда и ухода за растениями и животными уголка природы); «Осеннее «собрание» лесных жителей»; «Встреча Весны и Зимы» (уточнение знаний о сезонных изменениях в природе).

В качестве эмоциональных заставок на уроке могут быть использованы «Минутки фантазии», «Веселые минутки», в процессе которых дети решают различные логические задачи, выполняют упражнения на развитие наблюдательности, внимания, сосредоточенности, фантазии. Разгадываются кроссворды и ребусы, лабиринты и чайнворды. Школьники придумывают загадки и веселые истории.

Например, на уроке. Целью которого является развитие знаний о правилах обращения с вещами и предметами, учитель предлагает пофантазировать: «Однажды, когда в доме легли все спать и наступила тишина, разговорились старые кухонные вещи: кастрюли забренчали, застонал самовар, заохал утюг… - все стали вспоминать, какие забавные истории происходили с ними. Давайте послушаем эти рассказы…»

В процессе закрепления знаний о сезонных изменениях в природе можно использовать такую «Минутку фантазии»: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май да заспорили – кто из них самый умный и проворный, самый красивый да богатый. Послушаем братьев и попробуем найти правого…»

Таким образом, игре принадлежит большая роль в умственном развитии детей. Во время нее формируются многие положительные качества, интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности.

Заключение:

Как показало наше исследование, проблема активизации познавательной деятельности актуальна на сегодняшний день в современной школе.

1. Ученые по-разному трактуют познавательную деятельность учащихся. Мы придерживаемся того, что под познавательной деятельностью следует понимать организацию действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Выделять три уровня познавательной деятельности: воспроизводящая активность, интерпретирующая активность и творческий. Учитель строит процесс обучения с учетом основных принципов дидактики. Важная роль отводится проблемности обучения.

Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешения конкретных учебных проблем.

2. К активным методам обучения следует отнести те, которые повышают уровень познавательной активности школьников: метод проблемного обучения, метод алгоритмизированного обучения, метод эвристического обучения, метод исследовательского обучения. К основным принципам организации урока для младших школьников относят игровые формы занятий, конкурсы, максимальное использование наглядного материала, психологический комфорт на уроке, учет межпредметных связей.

3. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учение. Активизация познавательной деятельности младших школьников должна вести к формированию и развитию у них способности к самостоятельному приобретению знаний, творческому применению их познавательной и обобщающей практики.

4. Обобщение опыта педагогов – новаторов используют разнообразные формы и методы работы. Это и проблемные ситуации, моделирование экологических ситуаций, решения задач, подготовка докладов и сообщений и другие. Среди форм: конкурсы – смекалки, КВН, викторины, диспуты, вечера – зачеты, игры, путешествия.

5. Игра является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. Игра – это самостоятельная, свободная деятельность, поддерживающая и развивающая активность детей, их инициативу и творчество. Поэтому в организацию урока необходимо включать игровые элименты.

Похожие работы на данную тему