Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Название работы: Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Трудовое право

Страниц:

253 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА 13

§1. ГЕНЕЗИС, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА 13

§2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 37

ГЛАВА II. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 61

§1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРЕШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 61

§2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПО РАССМОТРЕНИЮ ТРУДОВЫХ СПОРОВ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ 93

ГЛАВА 3. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 153

§1. ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА 153

§2. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА В КТС 168

§3. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА В СУДЕ 195

§4. РАБОТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 236

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 241

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРАКТИКА КТС 250

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 253

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования

Трудовой кодекс РФ решил ряд первоочередных задач регулирования социально-трудовых отношений. В тоже время, введение достаточно новых, а нередко и неоднозначных норм, различно толкуемых субъектами трудовых отношений, явилось одной из причин роста трудовых споров. Трудовой Кодекс, как показывает изучение практики его применения, нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе и в модернизации порядка рассмотрения трудовых споров.

Законодательство Российской Федерации предоставляет участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право улучшить свое положение по сравнению с теми минимальными гарантиями, которые предусмотрены государством. Локальное и индивидуально-договорное регулирование призваны обеспечить субъектам трудовых правоотношений более высокий по сравнению с установленным государством уровень прав и гарантий в сфере труда.

Конституция России признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Однако эти очень важные для каждого человека конституционные гарантии автоматически не реализуются в тех трудовых правоотношениях, в которые вступает человек, нанимаясь на работу. Они конкретизируются в трудовом договоре с учетом возможностей, предоставляемых законом, иными нормативными правовыми актами.

В рыночных условиях интересы работодателя и нанимаемого им работника нередко не совпадают, поэтому возможно их столкновение, связанное с незаконным увольнением, невыплатой заработной платы, компенсацией морального вреда, причиненного незаконным увольнением, переводом на другую работу, отказом от заключения трудового договора и др.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, продолжающуюся реформу действующего законодательства, можно прогнозировать дальнейший рост количества индивидуальных трудовых споров. Отсутствие специализированных трудовых судов, сложность и большое количество новелл в трудовом законодательстве – все это сделало очень актуальной задачу автоматизации рассмотрения таких споров в КТС и судах. Создание автоматизированной интеллектуальной системы рассмотрения индивидуальных трудовых споров не только облегчит и ускорит рассмотрение таких споров в судах, но и позволит избежать процедурных и процессуальных ошибок.

Глава 3:

Для создания алгоритма рассмотрения индивидуального трудового спора в суде необходимо, как и при рассмотрении спора в КТС, установить субъектный состав трудового спора.

В соответствии со ст. 390 ТК РФ, в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Таким образом, законодатель четко указывает на четырех субъектов, которые имеют право обратиться в суд: работник, работодатель, представитель профсоюза и прокурор. Именно такую классификацию по субъектному составу автор использует при создании алгоритма интеллектуальной компьютерной системы по рассмотрению индивидуального трудового спора в суде. При этом следует иметь в виду, что каждый из указанных субъектов вступает в действие при оговоренных в законе условиях.

Необходимо также отметить, что при разработке алгоритма для рассмотрения трудового спора в суде автор руководствовался положениями не только Трудового кодекса РФ, но и Гражданского процессуального кодекса РФ.

Начальным этапом рассмотрения трудового спора в суде для работника является определение подведомственности и подсудности трудового спора конкретному суду. Следует учитывать положения ст. 23 ГПК РФ, в соответствии с пунктом 6 части 1 которой дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров в качестве суда первой инстанции рассматривает мировой судья.

В ст. 24 ГПК РФ указано, что гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23 (гражданские дела, подсудные мировому судье), 25 (гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам), 26 (гражданские дела, подсудные Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) и 27 (гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ) ГПК РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Интеллектуальная система, основываясь на приведенных положениях ГПК РФ, в зависимости от основания спора выбирает два варианта – рассматриваемый трудовой спор подсуден либо мировому судье, либо районному суду.

Заключение:

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, представляющих интерес для науки трудового права и практики рассмотрения и разрешения трудовых споров.

1. Основные признаки индивидуального трудового спора заключаются в том, что:

• существует действительное или мнимое нарушение правил, установленных нормами права в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;

• в основе возникновения индивидуального трудового спора лежит разногласие сторон в оценке своего правового состояния, то есть определенной совокупности субъективных прав и обязанностей на определенный временной период;

• индивидуальный трудовой спор возникает как социально-трудовой конфликт, стороны которого принимали меры к урегулированию возникших разногласий путем совместных переговоров, но компромисса не достигли;

• предметом конфликта являются вопросы применения законодательства о труде, соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов, конкретных условий трудового договора;

• разногласия перерастают в конфликт между работником и работодателем, а неурегулированный конфликт в трудовой спор, если он передается для разрешения в компетентный юрисдикционный орган.

Таким образом, каждый индивидуальный трудовой спор имеет свои фазы становления:

1) реальное или мнимое нарушение прав субъекта трудового правоотношения;

2) возникновение разногласий между сторонами трудового правоотношения;

3) принятие мер к урегулированию возникших разногласий путем совместных переговоров;

4) перенесение одной из сторон (работником или работодателем) неурегулированного трудового конфликта в компетентный юрисдикционный орган.

2. Момент возникновения индивидуального трудового спора можно определить как момент принятия к рассмотрению компетентным органом заявления субъекта неразрешенного трудового конфликта. Основанием возникновения трудового спора является нарушение (реальное или мнимое) прав субъекта трудового правоотношения.

Похожие работы на данную тему