Обучение студентов искусству портрета

Название работы: Обучение студентов искусству портрета

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Психологическая характеристика процесса формирования умений и навыков исполнения портрета у учащихся. 6

1.1. Психологическая характеристика умения и навыков с точки зрения исполнения портрета . 6

1.2. Психологические особенности творческой личности. 9

1.3. Развитие умений и навыков исполнения портрета. 12

Глава II. Методическая часть . 17

2.1. Общая характеристика обучения. 17

2.2. Фрагменты календарно-тематического плана. 20

2.3. Конспекты уроков. 24

Глава III. Творческая часть. 39

3.1. Выбор темы . … 39

3.2. История портрета . 40

3.3. Портрет как жанр изобразительного искусства . 41

3.4. Особенности работы над портретом . 43

Глава IV. Практическая часть . 47

4.1. Первичная диагностика. 49

4.2. Вторичная диагностика. 51

Заключение . 53

Литература. . 57

Выдержка:

Введение:

Общеобразовательная школа различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждать в нем эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонии и красоты во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях творческой деятельности.

В процессе воспитания формируются взгляды и чувства, вкусы и идеалы человека. Личность человека складывается под влиянием многих факторов, каких как искусство, природа, трудовая деятельность людей, быт, научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту объективных законов действительности.

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом все богатство личности в различных его проявлениях.

Изобразительное искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, но и приобщает к очень сложному и трудному искусству, которым необходимо овладеть каждому, - искусству видеть мир. Мир красок, форм волнует человека всегда, но чтобы видеть и наслаждаться его красотой, необходимо развивать свои органы чувств.

Искусство видеть мир - сложное искусство. Овладеть им может каждый, и это крайне необходимо. Но, к сожалению, в школах этому мало уделяется внимания. Зачастую уроки ведут по специальности, особенно в сельских школах. Поэтому мы выбрали данную тему, так как это важно, ведь слабо подготовленный учитель не сможет заложить основы высокой художественной культуры у своих воспитанников, научить их изобразительной грамоте.

Глава 4:

Большое внимание, начиная работу над портретом, художник должен уделять выбору натуры. На этом этапе работы я исходила из следующих критериев:

а) доступность натуры;

б) натурщик или натурщица должны быть интересны для мены;

в) портретируемый должен быть из круга моих родственников или знакомых;

г) и, если можно, не оплачиваемая натура.

Размышляя над этим, я пришла к выводу, что под мои основные критерии подходят: я сама, моя мама, или подруга. Изначально, задумывалось два портрета.

Работа над портретом предполагает несколько этапов.

Первый этап – это поиск композиционного решения портрета, я делала наброски, искала определенное положение фигуры человека, наклона туловища, поворота головы, нужно было выполнить немало набросков, первоначальных замыслов, пока не будет найден наиболее ясный и выразительный. С момента определения сюжета начинается кропотливая работа над эскизами. Первые эскизы лучше всего выполнять небольшого размера, так как на маленьком формате легче установить основное композиционное построение. После этого я выполнила масляными красками в цвете, я решила его сделать в теплом колорите, учитывая психологию влияния цвета в отношении к человеку, показать личность характера.

При наличии эскизного и этюдного материала можно перейти к выполнению рисунка на картоне в размере задуманного формата, определяется местоположение и соотношение частей.

Неизбежно последуют многократные переделки. Недостаточно тщательная подготовительная работа над эскизами, этюдами, скажется на качестве картины.

Свой эскиз я перенесла на картину того же формата, что и холст.

Затем уже перерисовываю на холст и начинаю основную работу – «делаю подмалевок».

Подмалевок делается без белил, тонким слоем пасты. При этом надо взять как можно более напряженные цветовые отношения. С самого начала работы надо постараться верно определить общий световой тон натуры. Чтобы само начало работы способствовало дальнейшему правильному нахождению плановых отношений, ее лучше всего вести начиная с самого темного в натуре места, внимательно и точно определив его силу.

Как и в рисунке, не следует подробно прописывать какую-то деталь формы, если все остальные части не решены хотя бы обобщенно. Надо прорабатывать равномерно все части натуры.

Цвета предметов, которые находятся рядом с головой или фигурой, имеют большое значение для организации живописного строя всей работы, поэтому, изображая человека, обязательно надо находить цветовые отношения в связи с окружающими предметами.

Эти второстепенные предметы не должны прорабатываться также внимательно, как основной объект изображения.

Заключение:

Главная задача портрета – создание конкретного образа человека, передача его характерных особенностей, что требует от художника, прежде всего, глубокого проникновения в личность изображаемого человека, передачи индивидуального облика, раскрытия сущности его характера. И не смотря на то, что передача индивидуально неповторимых черт модели является непременным условием портрета, задача художника состоит в обобщении, выявлении типических черт с сохранением выразительных особенностей конкретного человека.

Необходимость передачи индивидуального сходства определяется самим фактов существования портрета, портрета как самостоятельного жанра. Вместе с тем не всякое похожее изображение модели несет в себе образ, представляет эстетическую ценность. Например, многие учащиеся уже после некоторой подготовки довольно удачно могут передавать внешнее сходство человека, однако эти рисунки не представляют художественной ценности, поскольку в них нет образного обобщения, не передается эмоциональное состояние, нет выразительности. Еще Леонардо да Винчи писал: «Душевные состояния приводят в движение лицо человека разными способами, один смеется, другой плачет, иной веселится, другой печалится, один обнаруживает гнев, другой – жалость, одни удивляются, другие ужасаются, одни кажутся глупцами, другие – размышляющими и созерцающими. И такие состояния должны сопровождаться движением рук, лица и вообще всего человека».

Самый непредвзятый анализ истории развития портретного искусства говорит о том, что передача сходства с оригиналом достигает художественной выразительности и эмоциональности тогда, когда художнику удалось передать сложную гамму человеческих чувств, по-новому открыть человека, сказать о нем индивидуально и в то же время обобщенно, типично. «Лицо человека, - писал Д.Дидро, - это изменчивое полотно, которое волнуется, движется, смягчается и тускнеет, повинуясь бесчисленным сменам легких и быстрых дуновений, именуемых душой». Образ портрета, включающий в себя эмоциональное отношение художника к человеку, понимание его психологии в каждом конкретном случае, потребует поиска выразительных средств для передачи своего понимания личности портретируемого.

Похожие работы на данную тему