Защита прав потребителей в торговле

Название работы: Защита прав потребителей в торговле

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

101 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей в торговле 6

§1. Конституция и иные законы, регулирующие права потребителей 6

§2. Правовые акты правительства 15

§3. Круг лиц, на которых распространяется законодательство о защите прав

потребителей 20

Глава 2. Основные права потребителей в торговле 26

§1. Право на информацию 26

§2. Право на качество 38

§3. Право на безопасность товаров 47

§4. Право на обмен товара надлежащего качества 56

Глава 3. Последствия продажи товаров 59

§1. Требования, которые может предъявить потребитель. Субъекты, которые

могут предъявить требования 59

§2. Доставка и временное пользование 69

Глава 4. Имущественная ответственность за нарушение прав потребителя 73

§1. Неустойка 73

§2. Возмещение убытков 78

§3. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков 81

§4. Компенсация морального вреда 85

Заключение 89

Библиография 97

Выдержка:

Введение:

В начале 1990-х годов в нашей стране был взят курс на построение рыночной экономики. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.

Необходимость развития законодательства об охране прав потребителя, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

При обильном ведомственном нормотворчестве складывалась возможность издания актов, не опиравшихся на соответствующие нормы закона.

Однако не только неполнота сама по себе, но в отдельных случаях и прямая передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования этих отношений в ведение отраслевых органов управления, усугубляла положение потребителей. Если же учесть, что право издания нормативных актов, затрагивавших права и интересы потребителей, обычно передавалось тем органам управления, которые являлись для предприятий и организаций торговли и сферы услуг вышестоящими органами, то становится очевидной явная дискриминация потребителей. До самого последнего времени в некоторых случаях ведомственные нормативные акты, затрагивавшие права потребителей, принимались с явным нарушением закона.

Глава 4:

Наряду с мерами договорной ответственности законодательство о ЗПП содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

Так, согласно ст. 1095 ГК, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (в случаях приобретения товара в потребительских целях) вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправное поведение, наличие вреда у потерпевшего и причинная связь между противоправным поведением и вредом. Если в ст. 1064 ГК установлено в качестве общего основания ответственности за причинение вреда наличие вины причинителя, то ст. 1095 ГК предусматривает, что ответственность наступает независимо от его вины.

Противоправность поведения как основание ответственности может заключаться либо в нарушении требований к качеству товара (услуг), определяемых согласно ст. 469 ГК, выражающимся в наличии производственных, конструктивных, рецептурных или иных недостатков, либо в непредоставлении полной и достоверной информации о товарах, (услугах), которое нарушает права, предусмотренные ст. 8-10 Закона о ЗПП.

Вред как основание ответственности – это ущерб, причиненный имуществу вследствие его повреждения, уничтожения, порчи, либо личности – вследствие утраты заработка из-за увечья, иного повреждения здоровья или содержания в результате смерти кормильца.

Ответственность наступает, если вред причинно связан с противоправным поведением, т.е. явился следствием недостатков товаров, (услуг). Причинитель вреда несет ответственность независимо от вины, т.е. как при наличии вины, так и при ее отсутствии. Освобождают его от ответственности только обстоятельства, указанные в ст. 1098 (см. ниже).

Заключение:

Таким образом, большинство норм законодательства о ЗПП являются гражданско-правовыми, так как отношения с участием потребителей носят частный характер; именно возможности гражданского права, в частности компенсационная природа гражданской ответственности, позволяют эффективно восстанавливать нарушенные имущественные права потерпевшего-потребителя.

Но все же только одной гражданско-правовой охраны прав потребителей недостаточно; поэтому права потребителей охраняются как средствами граждан¬ского права, так и при помощи норм публичных отраслей права – административного, гражданского, процессуального, уголовного.

Розничная купля-продажа опосредует отношения профессионального продавца с гражданами и организациями, направленные на удовлетворение их личных, бытовых и иных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поэтому договор розничной купли-продажи выделяют в самостоятельный вид, а правовое регулирование соответствующих отношений в основном носит императивный характер и обеспечивает защиту более слабой стороны, покупателя-непрофессионала.

Договор розничной купли-продажи является публичным, поэтому на него распространяются правила ст. 426 ГК об обязанностях продавца заключить договор с каждым, кто к нему обратится, при наличии в продаже необходимых покупателю товаров, а в случае необоснованного уклонения от заключения договора – возместить причиненные этим убытки, не оказывать предпочтение одному лицу перед другим (за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами) и единообразно для всех покупателей определять условия договора (за исключением тех, кому в соответствии с законом и иными правовыми актами предоставляются льготы).

Похожие работы на данную тему