Правовое регулирование жилищных потребностей граждан

Название работы: Правовое регулирование жилищных потребностей граждан

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Правовое регулирование жилищных отношений 6

1.1. Понятие жилищного законодательства 6

1.2. Структура жилищного законодательства 8

1.3. Действие жилищного законодательства 10

Глава 2. Наем жилых помещений 14

2.1. Понятие и объект жилищного правоотношения 14

2.2. Право на социальный найм жилых помещений 21

2.3. Стороны в жилищных правоотношениях 25

2.4. Содержание жилищных правоотношений 32

Глава 3. Приобретение жилых помещений в собственность 45

3.1. Жилищное строительство 45

3.2. Приватизация жилых помещений 51

3.3. Ипотека (залог недвижимости) 56

3.4. Купля-продажа, мена, рента, дарение, наследование 64

Заключение 81

Литература 84

Выдержка:

Введение:

Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острых и трудноразрешимых проблем. Не составляет исключения в этом отношении и наше Отечество.

Поначалу предполагали, что пользование жильем и коммунальными услугами для трудового народа будет бесплатным , но вскоре от этой затеи, вскормленной утопическими надеждами уже в ближайшее время совершить прыжок в коммунистическое царство, пришлось отказаться. Были установлены нормированные ставки оплаты жилья и коммунальных услуг, которые, однако, изначально не покрывали затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства. С ростом инфляционных процессов, возрастанием стоимости основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышением качества жилья, сооружением дорогостоящих систем канализации, водо- и энергоснабжения дефицит затрат на содержание жилья все в большей степени приходилось покрывать за счет бюджета.

Справедливости ради следует отметить, что расходы по оплате жилья и коммунальных услуг составляли в бюджете семьи сравнительно небольшой процент и были вполне доступны людям с невысоким уровнем доходов.

В конце 50-х годов постепенно пришли к осознанию того, что только за счет государства жилищную проблему не решить, необходимо активно подключить к строительству жилья сбережения самих граждан, а также в широких масштабах кредитовать жилищное строительство. Происходит заметное оживление жилищно-строительной кооперации, которая в предвоенные и первые послевоенные годы была сведена на нет. Несмотря на целый ряд положительных сдвигов, радикально решить жилищную проблему к началу перестройки не удалось. Неслучайно в годы, предшествовавшие перестройке, она неоднократно называлась на высших партийных и государственных форумах самой острой проблемой повышения благосостояния народа. К сожалению, за годы перестройки острота жилищной проблемы не только не спала, но еще более возросла.

Глава 3:

другим наследникам - 170-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

наследникам первой очереди - 127,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 15 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

наследникам второй очереди - 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

другим наследникам - 425-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40 процентов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

От налогообложения в соответствии с вышеназванным законом освобождается:

имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;

жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно – строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);

имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп;

транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Этот налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства превышает 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями. Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия. Оценка другого имущества производится экспертами.

Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования.

Во исполнение этого закона Госналогслужбой РФ от 30.05.1995г. за № 32 утверждена Инструкция «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».

Заключение:

На основании изложенного, можно констатировать, что в настоящее время институт правоотношений по регулированию удовлетворения потребности граждан в своих жилищных потребностей представлен достаточно большим и сложным рядом нормативно-правовых актов.

К этому добавляется объективные обстоятельства, связанные с проходящим в настоящее время в нашей стране реформированием жилищно-коммунального хозяйства.

В плане же решения жилищной проблемы наметились как положительные, так и отрицательные тенденции.

Положительные усматриваются в том, что расширены возможности граждан по удовлетворению и распоряжению своим жильем. В частности, приватизировав государственное или муниципальное жилье, гражданин может осуществить в его отношении права собственности, в т.ч. право распоряжения им.

Отрицательные, которые пока превалируют, состоят в том, что перспектива получения жилья для подавляющего большинства очередников становится все более призрачной, а субсидии и кредиты явно не покрывают затраты на приобретение жилья в собственность. Оплата жилья, электроэнергии, телефона, коммунальных услуг возросла в тысячи раз. Такие институты, как ипотека, жилищное строительство слабо развиты и пока недоступны широким слоям населения.

В ст. 40 Конституции РФ в числе основных прав и свобод провозглашено право гражданина на жилище, выражающее сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества. Конституционное право на жилище многоаспектно: оно включает в себя ряд последовательно возникающих, тесно связанных друг с другом правомочий.

В нашей стране право граждан на жилище было закреплено в конституциях в качестве основного права человека и гражданина сравнительно недавно: впервые оно установлено в Конституции СССР 1977 г., впоследствии нашло отражение в Конституции РСФСР 1978 г. и дальнейшее развитие получило в Конституции РФ. В ранее действовавших конституциях, с учетом монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, индивидуальному жилищному фонду в крупных населенных пунктах отводилась второстепенная роль: он преобладал лишь в сельской местности. Основной формой реализации права граждан на жилище являлось получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Развитию же индивидуального строительства жилья, жилищной кооперации социалистическое государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан в жилищной сфере, имевшая установленные законом ограничения правообладателя, могла возникать только в отношении жилого дома. Понятие "частная собственность", в том числе и в жилищной сфере, по идеологическим соображениям было чуждо советскому законодательству.

Похожие работы на данную тему