Франчайзинг как форма коммерческой деятельности

Название работы: Франчайзинг как форма коммерческой деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Коммерческое дело, торговля

Страниц:

42 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА 6

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК КОММЕРЧЕСКОГО ДОГОВОРА 11

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА 20

3.1. Преимущества и недостатки франчайзинга для франшизиата 20

3.2. Преимущества и недостатки франчайзинга для франшизиара 25

ГЛАВА 4. ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПАНИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ ФРАНШИЗУ В РОССИИ 28

4.1. Компания «Баскин-Роббинс» 28

4.2. Mc Donald’s 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Выдержка:

Введение:

Значение коммерческой концессии (франчайзинга, франшизы) со¬стоит в том, что данная договорная форма является оптимальным средст¬вом расширения бизнеса крупных фирм и иных коммерческих организа¬ций - правообладателей, обеспечивающих с помощью этого договора поддержание высоких стандартов соответствующей предприниматель¬ской деятельности. При этом использование коммерческой концессии (франчайзинга, франшизы) избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые юридические лица, нанимать дополнительные контингенты служащих. В то же время коммерческие организации - пользователи вливаются в единую интегрированную сис¬тему правообладателя и находятся в полной экономической зависимости от последнего, который имеет возможность контролировать их деятель¬ность. Такая схема взаимоотношений позволяет в довольно короткие сро¬ки создавать разветвленные сети бизнеса правообладателя.

В настоящее время франчайзинговая форма организации бизнеса на Западе имеет весьма широкое распространение. Например, по дан¬ным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в США по модели франшизы организовано более одной трети всей роз¬ничной торговли. В Австралии на условиях франшизы работают свыше 90% организаций быстрого обслуживания .

Для пользователя франчайзинг имеет то значение, что он значитель¬но снижает степень его предпринимательского риска, поскольку пользо¬ватель выступает на рынке «под вывеской» известной фирмы-правообладателя, а также пользуется услугами последней по обучению работников и организации бизнеса. Более того, в своей предприниматель¬ской деятельности пользователь использует не только фирменное наиме¬нование, коммерческую информацию правообладателя, но и его деловую репутацию и коммерческий опыт. Все это способствует сокращению про¬изводственных затрат и значительному повышению эффективности капи¬таловложений, а в конечном счете - стабильности положения пользовате¬ля на рынке соответствующих товаров и услуг. К примеру, в США после пяти лет деятельности на рынке выживает лишь 23 % частных предприятий, а после 10 лет их остается восемь из 100, в то время как среди фирм, работающих на условиях франчайзинга, через пять лет прекращают дея¬тельность только восемь предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100 .

Наконец, для третьих лиц (потребителей) организация работы про¬изводителей товаров, работ, услуг на условиях франчайзинга имеет то значение, что при этом обеспечивается соблюдение определенных стан¬дартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок быстро насыщается высококачественными товарами, работами, услугами.

С другой стороны, франчайзинговые соглашения несут в себе по¬тенциальную опасность нарушения прав потребителей. Как подчеркива¬ет Г.Е. Авилов, «сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фир¬менное наименование и товарные знаки... Если же потребитель покупа¬ет товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией» . Эта потенциальная опасность нарушения прав и законных интересов потре¬бителей делает необходимым детальное правовое регулирование дого¬вора коммерческой концессии. На обеспечение защиты прав потребите¬лей, в частности, ориентированы содержащиеся в гл. 54 ГК нормы о регистрации договора коммерческой концессии, об обязанности пользо¬вателя информировать потребителей и обеспечивать надлежащее каче¬ство товаров, работ и услуг, об ответственности правообладателя за на¬рушение пользователем требований, предъявляемых к качеству товаров, работ и услуг (ст. 1028, 1032, 1034 ГК).

Глава 4:

Свыше 27 000 москвичей заполнили заявления о приеме на работу в первый московский Ресторан компании «Москва-Макдоналдс», было набрано 630 сотрудников, которые и начали работу в самом посещаемом Ресторане «Макдоналдс» в мире.

Cотрудники проходили обучение без отрыва от производства под руководством ведущих специалистов из Северной Америки и Европы, а сейчас подготовка работников во всех Ресторанах компании «Москва-Макдоналдс» проводится российскими представителями компании, что является большим шагом вперед в достижении качественно нового уровня развития компании «Макдоналдс» в России.

Современный перерабытвающий и распределительный центр (далее в тексте «Маккомплекс»), расположен в одном из московских районов, Солнцево, и поставляет необходимые продукты во все Рестораны компании «Макдоналдс» в России. На заводе имеются собственные линии по производству мясных и молочных изделий, булочек, лаборатория контроля качества продукции и отдел сбыта.

За прошедшие 14 лет компания компания «Макдоналдс» передала более 5 миллионов долларов США на поддержку благотворительных программ, таких как:

• Лечение в медицинских учреждениях Северной Америки российских детей с особыми нуждами и детей, пострадавших при землетрясении в Армении

• Приобретение медицинского оборудования для Института детской онкологии

• Оказание финансовой поддержки Медико-генетическому центру на приобретение лекарств, необходимых для лечения детей

• Покупка оборудования и лекарств для детских больниц города Москвы

• Покупка инвалидных колясок для сотен российских детей

• Оказание помощи Красному Кресту

• Помощь различным детским домам и детским садам

• Помощь жертвам Чернобыльской аварии

• Различные благотворительные программы Клуба «Приключение», возглавляемого Дмитрием Шпаро

• Компьютерное обеспечение для детей-инвалидов на дому в Санкт-Петербурге

• Покупка микроавтобусов для детских домов в Самаре, Ростове-на-Дону и в Нижнекамске

• Покупка медицинского оборудования для детского кардиологического центра в Казани

• Покупка медицинского оборудования для родильного отделения городской больницы в Чебоксарах

• Покупка необходимого оборудования для Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями

• Приобретение спортивного оборудования и сухого бассейна для детского сада № 19 для умственно отсталых детей в г. Альметьевск

• Компания «Макдоналдс» регулярно выделяет средства на тысячи бесплатных обедов нуждающимся детям и пожилым людям Москвы.

Образование Благотворительного фонда в 1995 году – это достойный итог 8 лет работы, в течение которых компания передавала средства на благотворительные программы для детей.

Заключение:

В Российской Федерации франчайзинговые правоотно¬шения регулируются ГК. Следует, однако, отметить, что в рос¬сийском законодательстве отсутствует как таковое понятие «франчайзинг». Оно заменено понятием «коммерческой кон¬цессии», которая определена как: «Комплекс исключительных прав, деловой репутации и ком¬мерческого опыта правообладателя... с указанием или без указа¬ния территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров.., осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг)» .

Тем не менее, в комментариях к ГК Российской Федерации указано, что «коммерческая концессия – эквивалент известного в западном законодательстве понятия «франчайзинг» (или «франшиза»)» .

Предметом договора коммерческой концессии является пре¬доставление одной стороной другой стороне комплекса исключи¬тельных прав в пользование. Субъектами договора коммерческой концессии являются правообладатель – лицо, являющееся соб¬ственником комплекса исключительных прав, и пользователь - лицо, получающее по договору право пользоваться этим ком¬плексом исключительных прав. Договор коммерческой концес¬сии является двусторонним, срочным или бессрочным и воз¬мездным.

Комментаторы ГК рассматривают договор коммерческой кон¬цессии как самостоятельный вид комплексных обязательственных отношений, не относящийся к смешанным договорам. Правила специальных законов об охране исключительных прав приме¬няются к этому виду договоров субсидиарно .

К договору коммерческой концессии предъявляются жесткие требования: он должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в регистрирующем органе правообладателя или пользователя (если правообладателем является иностранное лицо) и федеральном патентном ведомстве. Несоблюдение этих требо¬ваний влечет за собой недействительность договора. Неясной с точки зрения цели является необходимость регистрации договора коммерческой концессии в регистрирующем органе. Комментато¬ры ГК толкуют такую необходимость следующим образом: «Не¬обходимость регистрационной процедуры для договоров коммер¬ческой концессии в обоих случаях обусловлена особенностями регистрационной системы возникновения и защиты исключительных прав на фирменное наименование» .

Похожие работы на данную тему