Нарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития

Название работы: Нарушение звукопроизношения у младших школьников с задержкой психического развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Взгляд современных исследователей на проблему нарушения речи у младших школьников с ЗПР. 4

1.1. Развитие звукопроизношения у младших школьников в норме. 4

1.2. Общие сведения о задержке психического развития. 8

1.3. Нарушение звукопроизношения у младших школьников с ЗПР. 13

1.4. Коррекционная работа, направленная на исправление нарушений звукопроизношения у младших школьников в классах КРО.. 17

Глава 2. Особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с ЗПР. 25

2.1. Методика констатирующего эксперимента. 25

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 33

Заключение. 49

Список литературы. 51

Приложение. 54

Выдержка:

Введение:

Актуальность работы определяется следующими положениями.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др., возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.

У нормально развивающихся детей к началу школьного возраста происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако, не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе обучения русскому языку, что, в свою очередь, связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.

К тому же особенности психического и моторного развития детей с задержкой психического развития не могут не сказаться на формировании речи и звукопроизношении.

.............

Глава 2:

Используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта, т. е. позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов.

Следующим требованием является надежность определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Этому должны служить определенные качественные и количественные показатели и критерии. Они обеспечивают отграничение от нормы и других состоянии (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедления психического развития при сенсорных и локальных дефектах), которые могут сопровождаться сходными результатами при выполнении тех или иных заданий. Особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик для сопоставимости получаемых сведений.

Необходимо, чтобы обследование не продолжалось более одного часа, так как для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. С этим связано дополнительное требование к обследованию ребенка с дефектами развития — оно должно быть поэтапным. Первичное обследование должно включать определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить наличие и характер нарушений психического развития. Результаты первичного обследования определяют необходимость проведения дополнительных клинических или параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, дефектность которых можно предполагать на основе первичных данных (например, наличие локальной патологии слуха, зрения, речи).

В клинической и психологической практике широко используются различные наборы диагностических методик, тем не менее, для большинства из них не установлены критерии, которые позволяли бы провести не только дифференциацию внутри ЗПР, но и надежно отграничить эту аномалию от психических нарушений иной этиологии и патогенеза.

Эксперимент проводился в школе № 1275, коррекционном классе. Для всех детей были составлены карты обследования (См. Приложение № 1). В карты входили сведения о ребенке, характеристика его состояния, длительность посещения коррекционного класса. В эксперименте приняли участие 20 детей. Из них 10 детей составили экспериментальную группу (ЗПР, нарушения речи), и 10 детей – контрольную группу (здоровые дети).

Нами была использована комбинированная методика, составленная на основе материалов следующих педагогов-дефектологов: Н.Б.Покровского (слоговые таблицы), Соботович Е. Ф. (исследование фонематического анализа и синтеза), Мальцевой Е.В. (общие положения по исследованию звукопроизношения).

Описание методики исследования.

..............

Заключение:

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением речи детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.

У детей младшего школьного возраста с ЗПР, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, у младших школьников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в младшем школьном возрасте является необходимым условием адаптации этой категории детей к школьному обучению.

Результаты нашего исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР многоаспектность механизмов и разнообразие структуры фонетического дефекта характеризуется неоднозначным взаимодействием нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у младших школьников с ЗПР определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы.

............

Похожие работы на данную тему