Курсовая практика по теме: Особенности работы социального педагога с трудными подростками

Название работы: Особенности работы социального педагога с трудными подростками

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ 5

1. ПОНЯТИЕ О ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ 5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 10

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 14

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 15

1.1. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ 16

1.2. ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 17

1.3. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 23

2. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Выдержка:

Введение:

Актуальность проблемы. Кризисный возраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был “трудным” и для самих детей, и для их родителей. Но при стабильном, благоприятном развитии общества, устоявшейся нравственности в обществе, наличии семейных традиций это лишь “трудный возраст”, но не целая армия “трудных подростков”.

В России конца ХХ - начала XXI века проблема “трудных подростков” углубилась и приняла целый ряд отягчающих оттенков, таких как токсикомания, наркомания, детская проституция. В условиях демократических свобод (многопартийность, само¬управление, свобода слова) подростки не могут сделать правиль¬ный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры.

Практика отчисления из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел, так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет.

В 90-е гг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые раньше считались бла¬гополучными (школы, техникумы, вузы). Растет число тяжких преступлений, совершаемых подростками.

К социальным составляющим следует прибавить и издержки педагогической некомпетентности или непрофессионализма. Во многих школах велико число работающих пенсионеров (до 40% от учительского коллектива), которые часто отстают от современных требований. Ещё часть учителей относится к работе формально, без души, другая часть недостаточно опытная, или сильно загруженная работой на две ставки. Школа нередко устраняется от воспитательной работы, в школе не организуются кружки и секции для детей; падает престиж знаний, а те знания, которые дает школа, редко применимы в практике жизни.

Как результат - у подростков возникают реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. На фоне ослабления влияния школы в сознание подростка внедряются криминальные нормы отношений. Трудные подростки возбудимы, агрес¬сивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным экс¬цессам, употреблению алкоголя. В школе такие дети плохо учатся, у них нарушается поведение, нередко возникают конфликтные отношения с одноклассниками и взрослыми. У трудных подростков преобладает повышенный уровень тревожности, нарушается личностное развитие и т.п.

........

Глава 2:

Работа социального педагога с трудными подростками включает в себя три аспекта:

1. Социальный аспект - приобретение и развитие социальных качеств личности, опыта общения и освоение общественных норм поведения.

2. Культурный аспект - ознакомление с окружающим миром, овладение культурными ценностями общества, информационной и речевой культурой, культурой поведения и отношений, соответствующим образованием.

3. Психолого-педагогический аспект - психическое и личностное развитие ребенка, его обучение и воспитание в семье, в школе.

1.1. Профилактика отклонений в поведении подростков

Отклонения в поведении (девиантное поведение) — поступ¬ки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные нормы, обычаи и традиции.

Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, не¬обходимо прежде всего познакомить их с этими нормами.

Вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную цен¬ность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде — самообслуживание, организуя ко¬торое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству (стир¬ка, уборка комнат) приучает ребят заботиться о близких, воспи¬тывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для под¬ростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интерес¬ным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу.

У детей с дезадаптацией нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрос¬лым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения — одно из важных направлений их социа¬лизации.

...........

Заключение:

Реалии современной социально-экономической ситуации в России таковы, что социальный педагог является одной из ключевых фигур в организации воспитательного процесса в школе. Круг вопро¬сов, которыми занимается социальный педагог весьма многоаспектен и обширен. Важная составляющая его работы - это социально-педагогическая деятельность с трудными подростками.

Трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Для преодоления социальной дезадаптации им необходима помощь квалифицированных специалистов - в первую очередь социального педагога, который, учитывая психические и физиологические особенности подросткового возраста, индивидуальные особенности подростка, проводит с ним профилактическую работу, работу по перевоспитанию, защиту прав и интересов трудного подростка.

Работа социального педагога с подростками с социальной дезадаптацией может проходить в форме индивидуальных бесед, индивидуального консультирования, посещения семей трудных подростков.

Одна¬ко результативной эта деятельность становит¬ся лишь при поддержке и консолидации всех сил, по долгу профессии призванных заниматься помощью детям - психолога, медработника, инспектора по делам несовершеннолетних, работников органов социальной защиты и всеобщей ответственности функционирующих в этом направлении уч¬реждений.

..........

Похожие работы на данную тему