Педагогические условия развития театрализованных игр дошкольников

Название работы: Педагогические условия развития театрализованных игр дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Виды театрализованных игр 5

1.2. Роль театрализованных игр в развитии ребенка 11

1.3. Педагогические условия развития детей в театрализованной игре 15

Выводы по первой главе 22

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 24

2.1. Констатирующий эксперимент 24

2.2. Реализация педагогических условий развития театрализованной игры дошкольника 28

2.3. Оценка и анализ практического исследования 31

Выводы по второй главе 34

Заключение 35

Литература 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская). Так, Л.С.Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

А.Н. Леонтьев относит игры - драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной "предэстетической деятельности" ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Под руководством опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как "артисты", исполняющие роли, но и как "художники", оформляющие спектакль, как "музыканты", обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д.

Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки: речь, мимика, движения ребенка в игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни! Один из первых педагогов, К.Д Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При умелом руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для формирования представления о назначении искусства в жизни общества.

.......

Глава 2:

Цель: повышение уровня игровой театрализованной деятельности дошкольников.

На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать педагогические условия развития театрализованной игры. Руководство театрализованными играми осуществлялось в следующих направлениях:

- Обогащение содержания и разнообразия тематики игр;

- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;

- Поддержание максимальной активности детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- организации сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Первое направление предполагает, что педагог влияет на расширение тематики театрализованных игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Приемы руководства игрой с цепью форми¬рования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные (разработаны Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н.А.Короткова, Н. Я. Михайленко).

В традиционном руководстве играми основное внимание педагога сосредоточено на обо¬гащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошкольники получают яр¬кие представления об окружающей жизни, которые впле¬таются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик, знакомятся с новыми художественными произведениями. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредствен¬ном ознакомлении с тем или иным явлением или художественным произведением. Так, для обо¬гащения содержания театрализованных игр малышей на транспортную тема¬тику (в шофера, в машиниста) воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шо¬фера, который привозит продукты в дошкольное учрежде¬ние, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстра¬тивный материал, почитать им книги, провести беседу.

...........

Заключение:

Актуальность темы нашего исследования обосновывалась важным значением театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Поэтому целью нашего следования стало изучение педагогических условий развития театрализованной игры дошкольников.

В первой части нашего исследования мы изучили теоретические основы игровой деятельности дошкольника.

Во второй главе нашего исследования мы провели исследование с целью доказательства или опровержения гипотезы о том, что уровень развития театрализованной игры дошкольников зависит от уровня её организации со стороны воспитателя.

Практическая часть исследования проходила в три этапа. Первый этап – констатирующий эксперимент – изучение особенностей театрализованной игры дошкольника. На данном этапе мы проанализировали состояние руководства игровой театрализованной деятельностью дошкольников воспитателем и выявили, что оно находится на низком уровне и даже практически отсутствует. Проведенное на данном этапе изучение уровня развития театрализованной игры дошкольников так же показало, что большая часть детей имеет уровень развития игровой деятельности ниже нормы возрастного развития.

На втором этапе эксперимента мы попытались реализовать психолого-педагогические условия развития игровой деятельности дошкольника через коррекцию методов и приемов руководства ею.

........

Похожие работы на данную тему