Шпаргалки по Гражданскому праву (Общая часть)

Название работы: Шпаргалки по Гражданскому праву (Общая часть)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

1. Гражданское право как ветвь (отрасль) права, его отграничение от смежных отраслей

2. Функции гражданского права. Система отрасли гражданского права

3. Предмет и метод гражданского права

4. Гражданское право как отрасль науки и применяемые ею методы

5. Гражданское право как отрасль законодательства. Система источников

6. Источники гражданского права: понятие и система

7. Виды гражданско-правовых норм, их толкование

8. Принципы гражданского права. Аналогия права

9. Аналогия права и аналогия закона в гражданском праве

10. Понятие, особенности и виды гражданских правоотношений

11. Юридические факты: понятие и классификация

12. Правоспособность гражданина

13. Дееспособность гражданина. Эмансипация

14. Правовые основания ограничения дееспособности гражданина

15. Опека

16. Попечительство

17. Признание гражданина безвестно отсутствующим

18. Юридический факт признания гражданина умершим и наступающие последствия

19. Акты гражданского состояния

20. Место жительства гражданина, место нахождения юридического лица и их юридическое значение

21. Имя гражданина, наименование юридического лица

22. Банкротство гражданина

23. Понятие и признаки юридического лица

24. Образование юридических лиц. Учредительные документы. Лицензирование

25. Правоспособность юридического лица. Лицензирование его деятельности. Классификация юридических лиц

26. Дееспособность юридического лица. Органы юридического лица

27. Реорганизация юридического лица. Правопреемство

28. Ликвидация юридических лиц (кроме банкротства)

29. Банкротство юридических лиц

30. Понятие хозяйственных обществ и товариществ. Виды хозяйственных товариществ

31. Гражданско-правовой статус полных товариществ

32. Гражданско-правовой статус товариществ на вере

33. Гражданско-правовой статус акционерного общества

34. Государственные и муниципальные предприятия

35. Общественные организации и автономные некоммерческие организации

36. Учреждения. Фонды. Религиозные организации

37. Объединение юридических лиц. Некоммерческое партнерство. Государственная корпорация

38. Филиалы и представительства и другие структурные подразделения юридических лиц

39. Участие РФ, ее субъектов и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте

40. Понятие и виды объектов гражданских прав

41. Понятие «имущества» в гражданском праве. Предприятие, деньги, валютные ценности как объекты гражданских прав

42. Вещи как объекты гражданских прав, их классификация

43. Ценные бумаги: понятие, требования к оформлению, виды, способы передачи, исполнение по ценной бумаге

44. Акции: понятие, категории, выпуск, размещение, виды права акционеров

45. Облигации, вексель

46. Работы, услуги, информация как объекты гражданских правоотношений

47. Результаты творческой деятельности как объекты гражданских прав. Понятие интеллектуальной собственности

48. Нематериальные блага как объекты гражданских прав

49. Право на имя и право на честь, достоинство и деловую репутацию и их защита

50. Сделки: понятие, виды, условия действительности

51. Форма сделок и последствия ее несоблюдения

52. Сделки, совершенные под условием

53. Недействительные сделки: понятие, виды, последствия совершения

54. Оспоримые сделки

55. Представительство: понятие, виды, субъекты. Понятие полномочия

56. Представительство без полномочий. Коммерческое представительство

57. Доверенность

58. Сроки в гражданском праве: понятие, виды, порядок исчисления

59. Понятие, виды сроков исковой давности. Начало течения срока

60. Перерыв, восстановление срока, приостановление течения срока исковой давности

61. Последствия истечения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется

62. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав

63. Способы и пределы реализации гражданских прав

64. Злоупотребление правом: понятие, формы, последствия

65. Порядок защиты гражданских прав. Самозащита

66. Способы зашиты гражданских прав

67. Понятие и содержание права собственности

68. Способы приобретения права собственности

69. Основания прекращения права собственности

70. Право частной собственности гражданина

71. Право частной собственности юридических лиц

72. Право государственной собственности

73. Право муниципальной собственности

74. Право долевой собственности

75. Право общей совместной собственности

76. Право собственности членов крестьянского хозяйства. Право собственников помещений в многоквартирном доме

77. Право постоянного пользования и право пожизненно наследуемого владения земельными участками

78. Право хозяйственного ведения

79. Право оперативного управления

80. Виндикационный иск

81. Негаторный иск. Защита прав титульного владельца

82. Понятие свободы договора. Соотношение договора и закона. Действие договора

83. Существенные и иные условия договора

84. Понятие и классификация гражданско-правовых договоров

85. Предварительный договор. Договор присоединения. Публичный договор

86. Заключение договора

87. Изменение и расторжение договора

88. Исполнение обязательств: понятие и принципы

89. Предмет, способ, валюта и место исполнения обязательства

90. Перемена лиц в обязательстве

91. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств. Виды неустойки

92. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств

93. Поручительство

94. Банковская гарантия

95. Удержание и задаток как способы обеспечения исполнения обязательств

96. Гражданско-правовая ответственность: понятие и значение. Условия, освобождающие от ответственности

97. Условия наступления гражданской ответственности

98. Виды гражданской ответственности

99. Просрочка должника. Просрочка кредитора

100. Прекращение обязательств по воле сторон

101. Прекращение обязательств независимо от воли сторон

Выдержка:

Основная часть:

ГП – система правовых норм, содержащихся в принимаемых или санкционированных государством ФЗ и других НПА, основанных на:

1) признании юридического равенства участников регулируемых ими имущественных и личных неимущественных отношений; 2) воле участников приобретать и осуществлять в своих интересах гражданские права; 3) неприкосновенности собственности; 4) свободе договора; 5) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 6) судебной защите нарушенных прав участников ГПО.

Критерии разграничения отраслей права – предмет и метод правового регулирования.

Предмет ГП: 1) имущественные отно¬шения; 2) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными отношениями; 3) отношения по поводу личных неимущественных прав (нематериальных благ) и свобод человека.

Особенности метода гражданско-правового регули¬рования:

1) юридическое равенство участников гражданских правоотношений (отсутствие в их осно¬ве властного подчинения одного участника другому);

2) обеспечение участникам гражданских правоотношений свободы воли (воз¬можности приобретать и осуществлять субъективные гражданские права своей волей и в своем интересе, чему способствует наличие в гражданском праве большого количества диспозитивных норм).

Смежные с ГП – адми¬нистративное, финансовое, трудовое и семейное право.

ГП и административное право. Предметом административного права могут являться имуществен¬ные отношения, однако, в отличие от гражданского права, такие от¬ношения носят организационный, а не эквивалентно-возмездный характер. Одним из принципов гражданско-правового регулирования является равенство участников отношений, в то время как админи¬стративно-правовое регулирование основано на отношениях власти и подчинения между субъектами административно-правовых отноше¬ний. Отграничивается ГП и от финансового права, предметом которого всегда являются имущественные отношения.

ГП и трудовое право. Основное различие состо¬ит в отсутствии между сторонами гражданско-правового договора в процессе его исполнения отношений власти и подчинения, в их иму¬щественной и организационной обособленности, в то время как в процессе исполнения трудового договора работник организационно подчинен работодателю и выполняет свои функции, используя при¬надлежащее последнему имущество.

ГП и семейное право. Семейным отношениям, в отличие от гражданско-правовых, всег¬да присущ лично-доверительный характер. Имущественные отноше¬ния в семейном праве, в отличие от гражданского, не преобладают по отношению к неимущественным и в основном не носят эквивалент¬но-возмездного характера. Метод семейно-правового регулирования отличается качественно большей степенью императивности по срав¬нению с гражданско-правовым. В отличие от гражданских, семейные правоотношения возникают только из оснований, прямо предусмот¬ренных законом.

.........

Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством (возникновение юридического лица включает непосредственное создание и государственную регистрацию) (юридическое лицо может быть создано путем учреждения и путем реорганизации уже существующего юридического лица).

Порядки создания юридических лиц:

1) Распорядительный (юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного органа) (3 стадии: издание индивидуального (распорядительного акта) собственником или компетентным органом; организационная работа (подбор кадров, выделение средств); утверждение учредительных документов).

2) Разрешительный (инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица) (компетентный государственный орган проверяет законность образования юридического лица и дает соответствующее разрешение) (банки, коммерческие юридические лица с крупным размером уставного капитала).

Особенности данного порядка (инициативный акт учредителей; издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа; организационная работа)

3) Явочно-нормативный (разрешение в общей форме содержится в законе; требуется только инициатива учредителей, их явка) (компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом).

Особенности данного порядка (инициативный акт учредителей; организационная работа; контрольная работа компетентного органа). Учредителями юридических лиц могут быть физические и юридические лица (с ограничениями, установленными законом), государство, государственные и муниципальные образования (в порядке, установленном законом). Решение о создании юридического лица (содержит результаты голосования и принятые решения по вопросам учреждения юридического лица, об утверждении его учредительных документов, об утверждении денежной оценки (взносов, вкладов), вносимых в имущество юридического лица в неденежной форме, об избрании и назначении органов юридического лица).

Учредительные документы – правовая основа деятельности юридического лица (наряду с законодательством и иными нормативными актами) (в зависимости от указания закона юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо толь¬ко учредительного договора).

Устав (наименование юридического лица; место его нахождения; порядок управления его деятельностью; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида) (в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели их деятельности).

Учредительный договор (учредители обязуются создать юридическое лицо; определяют порядок совместной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности; условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков; управление деятельностью юридического лица; порядок выхода учредителей (участников) из его состава)

Изменения учредительных документов приобретают силу для тре¬тьих лиц с момента их государственной регистрации (в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях).

Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах (в данной форме государство контролирует создание юридических лиц; признает их юридическим лицами и предоставляет им правосубъектность).

Особенности системы государственной регистрации юридических лиц (обязательность; единый субъект, осуществляющий государственную регистрацию; ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих регистрацию органов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации).

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (момент государственной регистрации – внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр).

Основания для отказа в регистрации (непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).

Лицензирование (отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основа¬нии специального разрешения (лицензии)).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Лицензирование – мероприятия, связанные (с предоставлением лицензий, приостановлением их действия лицензий в случае нарушения лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий и предоставлением сведений из них).

Лицензируемые виды деятельности (осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне, безопасности государства, культурному наследию народов РФ) (на каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется лицензия (срок ее действия не может быть менее 5 лет; может быть продлен по заявлению лицензиата)).

.........

Муниципальная собственность (наряду с государственной) – публичная собственность (ее субъекты – публично-правовые образования).

Преимущество муниципальной собственности перед государственной (владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления в соответствии с волей и интересами населения).

Субъекты муниципальной собственности (городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом, регистрируемые в едином Федеральном реестре муниципальных образований).

Муниципальная собственность – экономическая основа местного самоуправления (право и действительная способность самостоятельного решение населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций).

Управление муниципальной собственностью (осуществляется через представительные (выборные) органы) (не исключено участие в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления).

Объекты муниципальной собственности (средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другие объекты).

Муниципальное имущество делится на 2 части:

1) Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

2) Муниципальная казна (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями).

Наличие объектов, составляющих исключительную муниципальную собственность (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).

Специфика муниципальной собственности (ее объекты носят целевой характер (предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения)).

Основания возникновения муниципальной собственности (общегражданские и специальные).

Специальные способы возникновения муниципальной собственности:

1) Отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

2) Финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий.

3) Поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику.

4) Выкуп недвижимого имущества у собственника для муниципальных нужд (в том числе в связи с изъятием земельного участка).

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности (ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом).

Органы местного самоуправления:

1) Имеют право (осуществляя права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности) (передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам; сдавать в аренду; отчуждать в установленном порядке; совершать иные сделки).

2) Вправе создавать предприятия, учреждения для хозяйственной и иной деятельности (определять их цели, условия, порядок деятельности; координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; не могут ограничивать их хозяйственную деятельность).

3) Самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов (органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов и самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов).

..........

Содержание договора как сделки (юридического факта) – права и обязанности сторон, касающиеся обстоятельств, определяющих юридическую природу, сущность и специфику каждого конкретного договора, его относимость к указанному в законе виду договора (такие обстоятельства – предмет договора, иные обстоятельства, связанные с установлением его юридической природы).

В договоре купли-продажи такие обстоятельства (предмет договора (вещь, деньги), качественная характеристика продаваемой вещи, ее цена, время и способ передачи вещи в собственность покупателя).

В договоре строительного подряда – (предмет договора (работы по строительству объекта, денежная оплата), подготовка проектно-сметной документации, срок строительства и приемки готового объекта).

Условия договора – устанавливаемые договором права и обязанности сторон по поводу указанных обстоятельств (права и обязанности сторон, в отношении которых устанавливаются права и обязанности, а не только сами обстоятельства).

Обстоятельства выполняют функцию структурного фактора (в сочетании прав и обязанностей сторон с обстоятельствами, по поводу которых они устанавливаются при определении содержания договора) (права и обязанности – функцию правового обеспечения функционирования – условий договора).

В содержание договора как сделки включаются только субъективные права и обязанности, не сопровождаемые действием сторон (при реальном правоотношении, определенном сторонами в заключенной ими сделке, которое должно быть реализовано в будущем) (если договор осуществляется в момент его заключения, то содержание связанного с ним правоотношения – права и обязанности, действия сторон по их реализации).

Виды условий договора:

1) условия договора, определяемые по усмотрению сторон (доминирующий вид, в большинстве гражданских договоров единственный);

2) условия договора, предписываемые законом или иными правовыми актами (вводятся в предусмотренных законом случаях в интересах общества, не требуют согласия сторон договора) (пример: публичный договор (заключается коммерческой организацией, устанавливает ее обязанности по продаже товаров, услуг каждому, кто к ней обратится (розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание))).

В отношении всех видов условий действует правило (гражданско-правовой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, определенным законом и иными правовыми актами (ст.422 ГК)).

Не относятся к числу предписываемых условия, содержащиеся в договоре присоединения (определяемые одной из сторон в формулярах или иных стандартных формулах) (формулярное право, используемое в интересах крупных предпринимательских фирм и монополистических объединений и закрепляемое в договорах присоединения, сводит на нет свободу договора).

Присоединившаяся к договору присоединения сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора при наличии в нем явно обременительных для нее условий (не распространяется на случаи присоединения стороны, занимающейся в связи с подписанием договора предпринимательской деятельностью, если она знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор).

Условия, содержащиеся в примерных договорах, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати (обладают особой юридической силой) (разработчики – государственные органы, хозяйственные общества и объединения, другие лица, связанные по роду деятельности с обобщением и использованием сложившихся и применяемых в практике правил поведения) (на них можно делать ссылку в договоре, при этом они становятся условиями договора; при отсутствии ссылки они применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота).

Условия договора:

1) Существенные (условия, при отсутствии соглашения сторон по которым договор считается незаключенным) (условия о предмете; условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; все условия относительно которых должно быть достигнуто соглашение).

2) Обычные (условия, не нуждающиеся в согласовывании сторон, поскольку отражены в диспозитивных нормах права, обычаях делового оборота и (или) предшествующей практике деловых взаимоотношений между сторонами, заключающими договор) (если при заключении договора они заменены новыми условиями, согласованными между сторонами, включение таких обычных условий в договор исключается).

3) Случайные (не считаются характерными для заключаемого договора) (при отсутствии указания на случайное условие при наличии согласия сторон по существенным условиям договора он будет считаться заключенным) (при согласии одной стороны договора на требование другой стороны договора указанное случайное условие приобретает в договоре значение существенного).

..........

Похожие работы на данную тему