Контрольное задание по курсу "Социология"

Название работы: Контрольное задание по курсу "Социология"

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Социология

Страниц:

113 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Тема 1. Социология, ее место и роль в науке и обществе 4

1. Философия и социология. История и социология. В чем их соотношение и взаимопроникновение? 4

2. В чем состоит объект и предмет социологии? 7

3. Одна из базовых категорий социологии - «социальное». В чем его суть? 10

Тема 2. История становления и развития социологии 11

1. Что такое парадигма? Каковы основные парадигмы социологического знания? 11

2. Функционалистская парадигма в социологии: ее суть и представители 14

3. Конфликтная парадигма в социологии: ее суть и представители 15

4. В чем основное содержание теории социального действия М.Вебера? 16

5. Каковы основные положения интегративной социологии П.Сорокина? 18

Тема 3. Общество как целостная система 21

1. В чем заключается социологическое понятие общества? 21

2. Раскройте суть основных подходов к трактовке общества в социологии: функциональный, конфликтный, бихевиористский. 22

Тема 4. Культура в общественной системе 25

1. В чем состоит специфика социологического понимания культуры? 25

2. Что такое социокультурные нормы? 27

3. Какова структура культуры в социологии? 28

Тема 5. Социальная структура общества; сущность, основные элементы, динамика 33

1. Что такое социальная структура общества? 33

2. Раскройте суть следующих видов социальной структуры общества: идеальная, нормативная, социально-групповая, социально-институциональная. 34

3. В чем состоят основные тенденции развития современной структуры российского общества? 35

Тема 6. Социальные группы: виды, анализ внутренних связей, динамика 37

1. Дайте определение социальной группы. В чем состоят основные признаки социальной группы? Что такое квазигруппа? 37

2. Что такое первичные и вторичные группы? Аутгруппы и ингруппы? Что такое референтная группа? 38

Тема 7. Организация как социальное явление. 42

1.Организационные образования в современном обществе 42

2. Каковы основне формы социальных организаций 44

2. Раскройте проблему соотношения формальной социальной структуры и неформальной социальной структуры 49

4. Бюрократия как характеристика социальной организации. Недостатки и патология бюрократии в современном Российском обществе 52

Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в обществе 56

1. Дайте определение социальной стратификации 56

2. Каковы критерии выделения страт у К. Маркса, у М. Вебера? 57

3. В чем суть сочетания одномерного и многомерного подходов к построению социальной стратификации общества у П. Сорокина? 58

4. Что такое социальная мобильность? Вертикальная социальная мобильность? Горизонтальная социальная мобильность? 59

Тема 9. Социальные институты общества: сущность и развитие 63

1. В чем сущность социального института? Его основные признаки? 63

2. Что такое институализация, назовите ее основные этапы? 64

3. Что Вы понимаете под дисфункцией социального института? 65

Тема 10. Личность как социальная система, субъект и продукт социальных отношений 66

1. Дайте социологическое определение личности. Какова структура личности? 66

2. Что такое социальный статус личности? Главный статус? Предписанный статус? Достигаемый статус? 69

3. Что такое социальная роль личности? В чем взаимосвязь социального статуса и социальной роли? 72

Тема 11. Социализация личности: содержание, проблемы, пути оптимизации 74

1. Что такое социализация личности? Укажите основные факторы развития личности 74

2. Охарактеризуйте основные виды социализации личности - первичную и вторичную 75

3. Назовите и раскройте основные этапы социализации личности 77

Тема 12. Социальные конфликты 79

1. Дайте определение социального конфликта. Укажите виды социальных конфликтов 79

2. Изложите этапы развития социального конфликта 83

3. Раскройте особенности социальных конфликтов в современной России 85

Тема 13. Социальные изменения 88

1. Соотнесите понятия «социальное изменение» и «социальное развитие» 88

2. Охарактеризуйте понятия «социальная эволюция» и «социальная революция», примените их к социальной реальности. 91

Тема 14. Общая социологическая характеристика современного российского общества 98

1. Дайте социологические портреты основных формирующихся классов в современной России - классу собственников и классу наемных работников 98

2. Что такое маргинализация общества? 102

3. Что такое «средний класс»? Почему формирование среднего класса является основной социальной задачей реформирования российского общества 104

Тема 15. Методология и методика эмпирического социологического исследования 106

1. Что такое методология социологического исследования? 106

2. Что такое методика социологического исследования? 106

3. Опишите структуру программы социологического исследования 107

Список литературы 112

Выдержка:

Основная часть:

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают, прежде всего, искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

...............

Неформальная организация также достаточно сложна. В ее рам¬ках мы можем выделить два типа отношений. Первый - когда между некоторыми членами организации возникают такие отношения, которые направлены на решение производственных задач способа¬ми, отличными от формально предписанных. Такое обстоятельство довольно часто возникает в силу целого ряда причин. Если говорить в целом, то они могут быть сведены, в основном, к двум. Первая - когда формально регламентированные правила функционирования организации и подразделений внутри нас перестают соответствовать меняющимся условиям. Например, существующая система расценок не может стимулировать выполнение внезапно появившегося сроч¬ного задания. И тогда возникает неофициальная договоренность между, скажем, нормировщиком и начальником цеха о завышении объёма работ, чтобы иметь возможность дополнительного стимули¬рования труда рабочих, что с точки зрения формальной организации недопустимо. Другая причина - несоответствие профессиональных или личных качеств руководителя какого-либо промежуточного зве¬на в иерархии управления требованиям, предъявляемым к этой дол¬жности. В таком случае это звено управления как бы «закорачивается» и управленческие связи идут помимо него.

Второй тип отношений в неформальной организации связан с со¬циально-психологическими особенностями работников. Всякая организация, независимо от целей своего существования, представ¬ляет также поле социально-психологических взаимодействий людей, которые не обязательно сводятся к решению производственных за¬дач, а основываются на взаимных предпочтениях, связанных с осо¬бенностями характеров, общностью интересов и т.п.

Таким образом, эта сторона неформальной организации представ¬ляет собой непосредственную общность людей, основанную на спе¬цифике социально-психологических отношений. Глубинной причи¬ной их формирования являются человеческие потребности. Они до¬статочно сложны и многоплановы. И свое вступление в организацию человек связывает с определённой возможностью удовлетворения этих потребностей.

Формальная организация представляет для этого некоторые усло¬вия, переводя цели организации в групповые и индивидуальные. Но это лишь условия и не более. При соблюдении этих условий дости¬гается некоторое равновесие между целями организации и индиви¬дуальными целями ее членов. Эти условия удовлетворяют, в основ¬ном, витальные, т.е. жизненно необходимые потребности. Но потребности более высокого уровня - в признании, уважении и т.д. возможны только со стороны других людей, т.е. в общении, что при¬водит к образованию социально-психологических общностей внут¬ри организации - неформальных групп, размер которых колеблется от диады - общения двух людей - до группы, размером 8-10 чело¬век. Главный принцип самоорганизации таких групп - возмож¬ность неформального межличностного общения.

.......

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.

Обратимся к понятию «личность».

Личность, индивид, человек - эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.

Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретный человек - это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.

Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается, прежде всего, как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

......

Похожие работы на данную тему