Возрастные особенности развития нервной системы ребёнка. Ядерные зоны анализаторов

Название работы: Возрастные особенности развития нервной системы ребёнка. Ядерные зоны анализаторов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО 5

2. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА 7

3. ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В. С. МУХИНОЙ 9

4. КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Выдержка:

Введение:

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследо-ваний психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка», по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.

Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в са-мом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Сначала задача возрастной психологии заключалась в накоплении фак-тов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соот-ветствовала стратегия наблюдения, которая привела к накоплению разно-образных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причи-ну. Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента........

Глава 4:

Особенности строения и функционального значения отдельных участков коры позволяют выделить отдельные корковые поля. Различают три основные группы полей в коре: первичные, вторичные и третичные поля.

Первичные поля связаны с органами чувств и органами движения на пери-ферии, они раньше других созревают в онтогенезе, имеют наиболее крупные клетки. Это так называемые ядерные зоны анализаторов, по И. П. Павлову (на-пример, поле болевой, температурной, тактильной и мышечно-суставной чув-ствительности в задней центральной извилине коры, зрительное поле в заты-лочной области, слуховое поле в височной области и двигательное поле в пе-редней центральной извилине коры). Эти поля осуществляют анализ отдельных раздражений, поступающих в кору от соответствующих рецепторов. При раз-рушении первичных полей возникают так называемая корковая слепота, корко-вая глухота и т. п. Рядом расположены вторичные поля, или периферические зоны анализаторов, которые связаны с отдельными органами только через пер-вичные поля. Они служат для обобщения и дальнейшей обработки поступаю-щей информации. Отдельные ощущения синтезируются в них в комплексы, обусловливающие процессы восприятия. При поражении вторичных полей со-храняется способность видеть предметы, слышать звуки, но человек их не узна-ет, не помнит их значения. Первичные и вторичные поля имеются и у человека, и у животных.

Наиболее далеки от непосредственных связей с периферией третичные по-ля, или зоны перекрытия анализаторов. Эти поля есть только у человека. Они занимают почти половину территории коры и имеют обширные связи с други-ми отделами коры и с неспецифическими системами мозга. В этих полях пре-обладают наиболее мелкие и разнообразные клетки. Основным клеточным эле-ментом здесь являются звездчатые нейроны. Третичные поля находятся в зад-ней половине коры — на границах теменных, височных и затылочных ее облас-тей и в передней половине — в передних частях лобных областей. В этих зонах оканчивается наибольшее число нервных волокон, соединяющих левое и пра-вое полушария, поэтому роль их особенно велика в организации согласованной работы обоих полушарий. Третичные поля созревают у человека позже других корковых полей, они осуществляют наиболее сложные функции коры. Здесь происходят процессы высшего анализа и синтеза. В третичных полях на основе синтеза всех афферентных раздражении и с Учетом следов прежних раздраже-нии вырабатываются цели и задачи поведения. Согласно им происходит про-граммирование двигательной деятельности. Развитие третичных полей у чело-века связывают с функцией речи. Мышление (внутренняя речь) возможно толь-ко при совместной деятельности анализаторов, объединение информации от которых происходит в третичных полях.

При врожденном недоразвитии третичных полей человек не в состоянии овладеть речью (произносит лишь бессмысленные звуки) и даже простейшими двигательными навыками (не может одеваться, пользоваться орудиями труда и т. п.).

...........

Заключение:

По представленным выше концепциям можно проследить, как менялись взгляды на процесс развития психики. Безусловно, каждый подход, каждая концепция имеет положительные и отрицательные стороны, но все они пред-ставляют огромную ценность не только для возрастной психологии, но для всей психологии вообще и каждой ее отрасли в частности.

Громадный, неоспоримый вклад в развитие современной возрастной пси-хологии внес отечественный психолог Л. С. Выготский, описав принцип куль-турно-исторического развития ребенка, согласно которому интерпсихическое становится интрапсихическим. По Выготскому, основным источником разви-тия психики является среда, в которой психика формируется, тогда как в пре-дыдущих концепциях среда рассматривалась всего лишь как условие, один из факторов развития. Л. С. Выготский сумел перейти от чисто описательного изучения явлений к раскрытию их сущности, это его колоссальная заслуга пе-ред наукой. Культурно-историческая концепция замечательна еще тем, что она преодолевает биологизм, царивший в психологии развития, в основных теориях и концепциях, таких как теория рекапитуляции, теория конвергенции двух фак-торов, психодинамическая теория развития личности З. Фрейда, концепция ин-теллектуального развития Ж. Пиаже и др.

Д. Б. Эльконин – ученик и последователь Л.С. Выготского – в своих трудах развил наследие Выготского, преодолел интеллектуализм его научных концеп-ций, а также предположил, что в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности, а затем опера-ционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности..........

Похожие работы на данную тему