Основные составляющие темперамента. Особенности при ЗПР

Название работы: Основные составляющие темперамента. Особенности при ЗПР

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

17 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 5

2. ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ С ЗПР 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Выдержка:

Введение:

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенно-стей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит его изменить нель-зя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно – вос-питательной работе с ним.

Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человече-ской личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к ок-ружающей действительности.

Темперамент в переводе с латинского означает "смесь, соразмеренность". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, оп-ределяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональ-ной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который пред-ставляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент. Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые усло-вия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцве-сти, труднее раскрыть особенности таланты своей личности.

Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтоге-неза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состоя-ния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточ-ности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрасте-ническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интел-лектуальную работоспособность ребёнка.

Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной сис-темы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией бере-менности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональ-ные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.).

.........

Глава 2:

Из всех свойств темперамента хотелось бы заострить внимание на сле-дующих: ригидность, тревожность и экстраверсия.

Тревожность наблюдается также при неу¬довлетворении мотивов и во вся-ком психологическом конфликте типа фрус¬трации. Состояние тревожности не является имманентным свойством, при¬сущему определенному темпераменту. Оно появляется лишь при определен¬ных нарушениях в системе мотивов и от-ношений личности. У испытуемых с высокой степенью тревож¬ности сила тор-можения меньше, чем сила возбуждения. Этот симптомокомплекс обладает и другими от¬личительными признаками темперамента: он зависит от общего типа нер¬вной системы и имеет устойчивый и постоянный характер; проявляется в разные периоды жизни и в различных ситуациях,

Другой комплекс психических особенностей - ригидность, может быть по-ставлен в связь, с общим типом нервной системы по косвенным признакам. Ри-гидность определяется как трудность изменения давно установив¬шихся привы-чек при наличии новых требований. Испытания пока¬зали, что ригидность пред-ставляет собой широкий симптомокомплекс взаи¬мосвязанных между собой свойств. В этот симптомокомплекс входят не только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и чер¬ты, характеризующие динамику са-мосознания и самооценки. Все эти осо¬бенности соответствуют отличительным признакам темперамента.

Общим типом вид связан симптомокомплекс экстравертированности-ин-тровертирозанности. Под экстравертированными понимались такие испытуе-мые, для которых наибольшей значи¬мостью обладают объективные предметы и события, а под экстра версией -регулирующий механизм психической деятель-ности, который определялся такой преимущественной значимостью. Под ин-тровертированными - те, для которых наибольшей значимостью обладали субъ-ективные внутренние психические процессы и собственная личность, а под ин-троверсией соответ¬ствующий регулирующий механизм.

..........

Заключение:

Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом воз-расте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики.

В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой вынос-ливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охра-нительного торможения.

Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в клас-се отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

Пониженной работоспособ¬ности (выносливости) сопутствует повышенная возбу¬димость и чувствительность индивида, что, в част¬ности, выражается в мо-торных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Поми¬мо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.

Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школь-ного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной систе-мы между детьми и взрослыми.

В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при пре-обладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравно¬вешенность, вызванная большей слабостью торможе¬ния в сравнении с возбуж-дением, постепенно умень¬шается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом от-ношении уже заметно не отличается от взрослого.

............

Похожие работы на данную тему