Несостоятельность кредитных учреждений: мировой и российский опыт

Название работы: Несостоятельность кредитных учреждений: мировой и российский опыт

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА 5

2. СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ БАНКОВ 10

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 14

3.1. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА БАНКОВ: ИХ ОСОБЕННОСТИ И КОЛЛИЗИИ 14

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА БАНКОВ 20

3.3. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА БАНКОВ 23

3.4. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 26

3.5. МЕРЫ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 29

3.6. ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Выдержка:

Введение:

Банковская система играет важнейшую роль в современных экономиче-ских отношениях. Банки могут осуществлять многочисленные виды сделок. Каковы же общественно-значимые функции данного вида кредитных организа-ций?

Во-первых, банки позволяют эффективно сберегать и, следовательно, ак-кумулировать денежные средства, накопление которых является основным ус-ловием расширенного воспроизводства и развития потребления.

Во-вторых, банки предоставляют субъектам экономических отношений недостающую ликвидность (в виде кредитов, банковских гарантий и т.д.), что является основным стимулятором устойчивого развития современной экономи-ки. Предоставление кредитов в то же время означает принципиальную возмож-ность "создавать деньги", что неизбежно влияет на денежную систему государ-ства.

Наконец, в-третьих, через кредитные организации проходит основная мас-са платежей - как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет контрагентам поддерживать экономические связи даже находясь на большом расстоянии друг от друга. Банк - это организация, которая осуществляет про-фессиональное управление денежными средствами.

Таким образом, можно рассматривать кредитные организации с юридиче-ской точки зрения как институты, которые имеют двойную правовую природу: с одной стороны, кредитные организации - один из видов коммерческих и, сле-довательно, частно-правовых организаций. С другой стороны, их деятельность имеет публичное значение. В силу публичного характера кредитных организа-ций Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (ст.2) (далее - Закон о банках) рассматривает их в определенном единстве - в виде банковской системы. Именно поэтому создана специальная система надзора за деятельно-стью кредитных организаций, их функционирование подчиняется правилам бо-лее строгим, чем те, на основе которых строится деятельность других коммер-ческих организаций. По указанным и некоторым другим причинам была при-знана необходимой разработка специального федерального закона, регулирую-щего проблемы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обу-словлена рядом причин.

Глава 3:

Кроме названных концептуальных отличий в организации процедур, свя-занных с банкротством кредитных организаций, закон о банкротстве банков со-держит и ряд иных существенных особенностей. Во-первых, это касается опре-деления банкротства. Общий Закон о банкротстве под несостоятельностью по-нимает признанную арбитражным судом неспособность в полном объеме удов-летворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол-нить обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет. При этом должник признается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответ-ствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступ-ления даты их исполнения (ст.2; ст.3 общего Закона о банкротстве). Что касает-ся полного объема неисполненных обязательств в качестве признака банкрот-ства, то использование этого выражения значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Ведь если должник уже в малой доле исполнил обязательства (даже с учетом порядка исполнения, предусмотренного ст.319 ГК РФ), то возбуждение процедур банкротства - даже при наличии всех иных условий возбуждения дела - невозможно. Поэтому в закон о банкротстве банков (ст.2) слова "в полном объеме" не вошли. Кроме того, срок, по истече-нии которого кредитная организация может быть признана банкротом, был уменьшен по сравнению с общим Законом о банкротстве с трех до одного ме-сяца. Несомненно, что и такой срок достаточно велик: если кредитная органи-зация задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это весьма характерный признак ее неудовлетворительного финансового положе-ния или ее неудовлетворительной внутренней организации, дающей возмож-ность применять меры воздействия. Однако необходимо учитывать и состояние российской экономической системы, а также системы правосудия. Ко всему прочему, срок длиной в один месяц связан в законе о банкротстве банков с ря-дом иных сроков, по истечении которых применяются те или иные меры по предупреждению банкротства кредитной организации.

Во-вторых, изменен состав лиц, обладающих правом направлять заявление о банкротстве кредитной организации в суд.

В-третьих, закон о банкротстве банков предусмотрел определенные меха-низмы защиты кредиторами своих прав, в частности, через обращение в Банк России с заявлением об отзыве лицензии.

Наконец, в четвертых, из процедур в деле о банкротстве кредитных орга-низаций исключены внешнее управление и мировое соглашение (п.2. ст.5 зако-на о банкротстве банков), так как признано, что данные процедуры не способны привести к желаемому результату, т.е. не только удовлетворить требования кредиторов (отсрочить их исполнение и т.д.), но и восстановить у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Заключение:

Самым серьезным отличием рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций является состав субъектов, имеющих право подать заявление о банкротстве в суд, и порядок направления такого заявления. Кроме лиц, ука-занных в общем Законе о банкротстве (ст.6), право на направление заявления имеют Банк России, а также Федеральный фонд обязательного страхования вкладов граждан, который должен быть создан в соответствии со ст.38 Закона о банках. Все эти лица имеют право на подачу заявления в случае, если сумма за-долженности кредитной организации превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда (в общем Законе - 500), а срок задолженности - 1 месяц (в общем Законе - 3 месяца).

В связи с тем, что право на подачу заявления о банкротстве кредитной ор-ганизации возникает после отзыва лицензии на осуществление банковских опе-раций, закон о банкротстве банков дает право кредиторам кредитной организа-ции до момента отзыва лицензии обратиться в Банк России с ходатайством об отзыве лицензии. Таким образом, обеспечивается право кредиторов на удовле-творение требований к должнику через задействование механизма банкротства. К этому ходатайству необходимо приложить документы, доказывающие нали-чие задолженности кредитной организации (решение суда и т.п.). Банк России обязан рассмотреть данное заявление в течение месяца и, в случае выявления достаточных обстоятельств, отзывает лицензию, предоставляя тем самым воз-можность кредиторам обращаться в суд с заявлением о банкротстве. Сам по се-бе механизм не бесспорен: защита прав одного или нескольких кредиторов мо-жет привести к тому, что будут ущемлены права и интересы большинства кре-диторов. Однако аналогичный механизм предусмотрен в модельном законе о банкротстве, который принят Межпарламентской ассамблеей СНГ.

Похожие работы на данную тему