Индивидуальные различия в психологической

Название работы: Индивидуальные различия в психологической

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Психология

Страниц:

22 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 5

1.1. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 5

1.2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 9

1.3. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 12

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 14

2.1. УРОВЕНЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 14

2.2. ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 15

2.3. ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Выдержка:

Введение:

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается не-обходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освое-ния школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстни-ков. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения застав-ляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жиз-ни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной деза-даптации.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готов-ности к школе :

 понимание особенностей психологического развития детей с целью опре-деления индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном про-цессе;

 выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

 распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

 отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обу-чению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться спец.группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу система-тического обучения в школе.

Глава 2:

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информа-цией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким об-разом. Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по пра-вилу; 3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познаватель-ного или игрового мотива».

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Ис-ключение составляют только две методики «Домик» и «Определение домини-рования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих ме-тодик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут от-влекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или соз-нательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении ос-тальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родите-лям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ре-бенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как иг-ры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспери-ментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рож-дения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребыва-ния ученика в школе.

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифро-вать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, ука-зывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там дан-ными только по согласованию с психологом.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передавать-ся психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в шко-лу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуж-дающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте не-обходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обсле-дования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план разви-вающей работы.

Заключение:

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образо-вание, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошколь-ного детства к младшему школьному возрасту.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается не-обходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для ос-воения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью прове-дения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно про-водить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, пи-сать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мо-тивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Похожие работы на данную тему