Становление и проблемы реализации избирательного законодательства в РФ

Название работы: Становление и проблемы реализации избирательного законодательства в РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Госслужба

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Становление и современное состояние избирательного права РФ 9

1.1. История становления избирательного права в РФ: от выборов в Советы народных депутатов до избрания депутатов Федерального Собрания 9

1.2. Законодательное регулирование выборов в РФ 21

1.3. Достоинства и недостатки региональных избирательных систем. 28

Глава 2. Проблемы реализации избирательного законодательства в РФ 38

2.1. Проблема разграничения полномочий органов власти в избирательном праве 38

2.2. Проблемы признания выборов недействительными 50

Заключение 69

Список литературы 74

Выдержка:

Введение

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и су¬дебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российс¬ком государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государ¬ственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс фор¬мированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.

Равенство, основанное на плюрализме мнений и интересов лю¬дей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государствен¬ной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические вы¬боры — это антипод гражданской войны и силового реше¬ния вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитар¬ному государству. В фашистских и коммунистических госу¬дарствах порой проводились формальные "выборы", которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможнос¬ти выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, "народные избранники" тради¬ционно получали по официальным данным 98—99 процентов поданных за них голосов, партийные органы подбирали вер¬ных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую сис¬тему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно свя¬заны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы по¬зволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ по¬литических партий, борющихся за власть. Через них, и толь¬ко через них, выявляется воля большинства народа, на ос¬нове которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипа¬тии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кам¬паний обычно наблюдается подъем эмоциональной активно¬сти людей, порой сопровождаемый разного рода эксцесса¬ми. В развитых обществах поэтому вырабатываются опреде¬ленные стандарты политического поведения, подкрепляе¬мые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недо¬вольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоре¬чий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеоб¬разный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Понятие избирательной системы и избирательного права во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее определенное различие между ними все же имеется.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предо¬ставления избирательных прав, проведения выборов и опре¬деления результатов голосования. Термин "избирательная си¬стема" имеет и усеченный смысл: когда он употребляется при¬менительно к порядку определения результатов голосования. В самом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательная система.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избиратель¬ный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле — нормы, регулирующие порядок предос¬тавления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право — это право избирать, а пассивное — право быть избранным.

Понятия "избирательной системы" и "избирательного права" носят собирательный характер. В Российской Феде¬рации они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответству¬ющих органов государственной власти:

— порядок избрания Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом РФ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ» ,

— порядок избрания депутатов Государственной Думы определяется Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ» ,

— порядок избрания глав администраций субъектов Рос¬сийской Федерации ,

— порядок избрания депутатов законодательных орга¬нов субъектов Российской Федерации определяется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» , а так же Уставами субъектов РФ и законодательством субъектов РФ,

порядок избрания органов местного самоуправления. Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения ре¬зультатов голосования и по ряду других весьма важных ус¬ловий.

Важной чертой российского избирательного права (из¬бирательной системы) является то, что в самом главном по¬рядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов схожи между собой. Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относи¬тельно новыми конституциями, в ее Конституции нет специ¬ального раздела об избирательном праве (избирательной си¬стеме), в котором были бы закреплены общие принципы из¬бирательного права — всеобщее, равное, прямое избиратель¬ное право при тайном голосовании и др. Только в самой об¬щей форме активное и пассивное избирательное право зак¬реплены в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а так¬же в ст. 81 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации. Между тем общие принципы избира¬тельного права в их полном объеме и применительно к выбо¬рам во все органы государственной власти страны и местно¬го самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Так как выборы, а следовательно и избирательная система является показателем степени демократичности того или иного государства, выбранная мной и моим научным руководителем тема является достаточно актуальной. К тому же ее значимость в данный момент определяется надвигающейся предвыборной кампанией 2003 года.

Научное значение данной проблемы определяется, прежде всего, острой необходимостью разработки избирательного права, как регулятора демократического развития общества.

Практическая значимость проблемы состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, можно использовать в отраслевых юридических науках. Содержащиеся в работе рекомендации, связанные с совершенствованием законодательных и подзаконных актов, могут найти практическое применение в нормотворческой деятельности государственных органов различных уровней, а так же в процессе правореализации.

Объектом исследования выступает избирательная система РФ. Теоретический анализ проблемы проведен в органической связи с правотворческой и правоприменительной практикой.

Цель настоящего исследования заключается в комплексном и всестороннем теоретическом анализе избирательного права на основе материалов, накопленных по этой проблеме юридической наукой, включая ее различные отрасли и действующее законодательство. Особое внимание уделяется характеристике признаков, существенно отличающих исследуемый объект от иных способов участия граждан в управлении государством, а так же специфике его регулирующего воздействия на становление демократического общества в РФ.

В соответствии с намеченной целью были определены задачи и основные аспекты исследования. К ним относятся следующие:

- исследование понятия, структуры и истории развития избирательного права Российской Федерации

- анализ правового регулирования избирательного права и выделение его характерных признаков;

-обоснование положительных и отрицательных моментов в избирательной системе РФ

- рассмотрение проблем совершенствования избирательной системы РФ.

Новизна исследования определяется поставленными выше целями и задачами, а так же стремлением автора по-новому осмыслить проводящуюся в России правовую реформу и предложить и аргументировать собственную позицию по ряду спорных, мало разработанных вопросов, касающихся регулирования избирательного права.

Методологическую основу дипломной работы составляют категории диалектики познания, труды отечественных и зарубежных ученых, специальная литература, нормативно-правовой материал. В работе использованы как общенаучные, так и частно-научные методы: функциональный, сравнительный, исторический, системный, логический, социологический и др. При изучении проблемы автором использовался принцип исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего, особенного и единичного.

2.1. Проблема разграничения полномочий органов власти в избирательном праве

Обязательным условием эффективного функционирования демократических институтов в федеративном государстве является законодательное разграничение полномочий между различными уровнями власти по формированию выборных органов власти. Только на основе достаточно последовательно проведенного разделения полномочий государственные органы, органы местного самоуправления соответствующего уровня могут самостоятельно, под собственную ответственность решать задачи, связанные с проведением выборов, исходя из максимального учета интересов населения, особенностей субъектов Федерации, муниципальных образований. При этом происходит и экономия управленческих усилий со стороны федеральных органов государственной власти, что позволяет им сосредоточиться на осуществлении функций, необходимых для реализации конституционных основ государственной власти и местного самоуправления, защиты избирательных прав граждан. Однако до последнего времени не существует достаточной ясности, каким образом в соответствии с Конституцией Российской Федерации должно осуществляться разграничение полномочий в области избирательного законодательства. Сохраняющаяся размытость конституционных ориентиров приводит к непоследовательности федерального законодателя в определении объема регулирования выборов, проводимых в субъектах Российской Федерации, и нередко ведет к необоснованному ограничению полномочий субъектов Федерации в области избирательного законодательства.

Такое разграничение полномочий осуществляется применительно к выборам трех уровней: в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Что касается проведения выборов в федеральные органы государственной власти (Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), то в соответствии со ст.71 (п."г") Конституции Российской Федерации регулирование всех избирательных процедур относится к ведению Российской Федерации.

Иная ситуация имеет место в отношении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных выборов. В статьях 71 и 72 Конституции РФ отсутствуют прямые указания на то, в чьем ведении находится избирательное законодательство либо формирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В этой связи полномочия Российской Федерации по регулированию указанных выборов направлены на решение следующих задач:

Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция РФ // Российская газета 25 декабря 1993

2. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ» // Российская газета 17 января 2003

3. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета 27 декабря 2002 г.

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Российская газета 13 октября 1999

5. Федеральный закон от 28.08.95 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета 3 сентября 1995

6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // Российская газета 3 декабря 1996

7. Закон Приморского края от 14 августа 1995 г. "О выборах губернатора Приморского края" // Приморские Вести 20 августа 1995

8. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( в ред. От 12.06.2002 г с изм. от 2003 г.) // Российская газета 19 июня 2002

9. ФЗ «О выборах депутатов ГД» ФС РФ от 20 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 12. С. 45

10. Федеральный закон "О политических партиях" (до 14 июля 2003 года) // Российская газета 21 июля 2003

11. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ 2002 № 44

12. Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ // Сборник международных документов М. 1999. С. 199

13. ФЗ РФ «О порядке формирования СФ ФС РФ « от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ 2002 № 33

Монографии, учебники, учебные статьи

1. Авакьян С. Крестик в бюллетене // Российская Федерация сегодня. 2000. N 23.

2. Авакьян С.А. Реформа советской избирательной системы - важнейший шаг в демократизации жизни общества // Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

3. Автономов А.С. Основные категории и институты избирательного права. М., 1995.

4. Алебастрова И.А. Выборы народных депутатов в СССР как институт демократии: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1991.

5. Алехичева Л.Г.,Постников А.Е., Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы //Журнал российского права, N 6, июнь 2001 г. С. 12

6. Астафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999.

7. Астафичев П.А. Проблема ограничений избирательных прав граждан, замещающих выборные должности два срока подряд // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. N 1.

8. Баймаханов М. Учимся демократии, но не всем дается эта наука // Народный депутат. 1990. N 8.

9. Барабашев Г.В. Избирательная кампания: цели и средства // Сов. государство и право. 1987. N 4.

10. Барышев В.В. Проблемы и пути совершенствования законодательства о выборах на федеральном и региональном уровне // Право и власть. 2001. N 1.

11. Белкин А.А. Выборы 93-го года: функции общественности // Правоведение. 1994. N 2.

12. Белкин А.А. Избирательные ограничения // Правоведение. 1992. N 1.

13. Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. 1993. Вып.4. N 27.

14. Богомолов М.Т. О понятии советского избирательного права и избирательной системы // Проблемы конституционного права: Межвуз. науч. сб. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1979. Вып.3.

15. Булаков О.Н. Институт выборов в условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства (федеральный уровень): Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1995.

16. Бутаков А. Два срока - не предел. Если уважать Основной закон // Российская Федерация сегодня. 2000. N 21.

17. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. М.: Изд-во "Права человека", 1999.

18. Веденеев Ю.А. Выборная демократия - действительный, а не мнимый путь к гражданскому обществу и правовому государству // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. N 1.

19. Веденеев Ю.А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1995. N 2.

20. Веденеев Ю.А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы реформирования и механизм развития // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. N 2.

21. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура // Государство и право. 1997. N 2.

22. Веденеев Ю.А. Политическая реформа и избирательный процесс в России // Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М., 1995.

23. Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. 1995. N 7.

24. Веденеев Ю.А. Электоральная демократия. Действительный, а не мнимый путь к гражданскому обществу // Независимая газета. 1996. 19 дек.

25. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998. N 2.

26. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Конституционные выборы: иного не дано // Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1994. N 8 (19).

27. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Политика и федеральные выборы: к вопросу о взаимоотношениях между властью и правом // Государство и право. 1995. N 2.

28. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Процессы и решения // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1995. N 17.

29. Весна-89: География и анатомия парламентских выборов / Под ред. В.А. Колосова, Н.В. Петрова, Л.В. Смирнягина. М.: Прогресс, 1990.

30. Глушко Е.К. Статус избирательного округа в СССР // Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М., 1990.

31. Граф Г., Зайлер Г. Выборы и избирательное право в классовой борьбе. М.: Прогресс, 1974.

32. Давидович Я.И., Малышев М.О. Тайное голосование в истории советского избирательного права // Сов. государство и право. 1958. N 10.

33. Ефремова Н.Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. 1998. N 3.

34. Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". М., 1999. С.522.

Похожие работы на данную тему