Психолого-педагогические условия развития речи на ранних стадиях онтогенеза

Название работы: Психолого-педагогические условия развития речи на ранних стадиях онтогенеза

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

51 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

1.1.История вопроса ……………………………………………………………7

1.2.Современные исследования развития речи детей раннего возраста………………………………………………………………………….14

1.2.1.Развитие речи у ребенка от рождения до 6 месяцев жизни…………18

1.2.2.Развитие речи ребенка от 6-12 месяцев жизни……………………….24

1.2.3. Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни…………………...29

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Цель гипотеза и задачи исследования ………………………………36

2.2 Результаты исследования………………………………………. ……….40

2.3 Выводы экспериментального исследования………………………….44

Заключение……………………………………………………………………..45

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………......48

Приложения……………………………………………………………………51

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Речь - способность, данная людям, как великий дар природы. Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни.

Проблема развития речи волнует многих родителей. "Говорящий" малыш не только более понятен, но и более "удобен" взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действия в полезное русло и даже оградить от опасностей; в-третьих, расширить знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном. Но, оговоримся сразу, в раннем детстве речь как средство общения, познания, формирования понятийного аппарата и мыслительной деятельности проходит стадию своего становления.

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Человечество как будто заново открыло его величайшую "тайну": его слабость и несовершенство по сути являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Начинать следует с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Цель гипотеза и задачи исследования

Исследование проходило на базе детского сада «Орлёнок» и детского дома города Вельска Архангельской области. Для эксперимента были обследованы 10 детей 3 лет посещающих детский сад (экспериментальная группа) и 10 детей 3-4 лет из детского дома (контрольная группа).

Гипотеза исследования - интенсивное общение ребенка в семье приводит к более раннему развитию речи и повышает уровень развития речи.

Цель исследования предполагает определение уровня развития речи домашних детей и детей из детского дома.

В задачи эксперимента входят:

1.Выявить уровень развития активной речи детей контрольной и экспериментальной групп.

2. Выявить уровень развития понимания речи детей контрольной и экспериментальной групп.

3. Выявить уровень развития номинативной речи детей контрольной и экспериментальной групп.

4. Сравнить полученные результаты.

Для решения 1 задачи был подобрана методика:

«Рассказ по картинке»[31]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

2. Ахутина Т. В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М , 1983.

3. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

4. Валлон А. Психологическое развитие ребенка //Вопросы психологии. - 1976. -№4.

5. Воспитание детей в игре./ Сост.БондаренкоА.К., МатусикА.И.- М.:Пр.,1983г.-192с.

6. Выгодский Л.С. Мышление и речь. -М.,1982.

7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.

8. ГамиузоваЛ.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения.От года до семи лет. – М.: Пр., 1993г.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1992. - №1.

11. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.

12. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.

13. Исенина Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде.//Докт. Дисс. - М.,1986.

14. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.,1967.

15. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.

16. Краткий психологический словарь./ Под. ред. Л.А.Карпенко. – Ростов-на-Дону: Феникс,1999г.-512с.

17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

Похожие работы на данную тему