Влияние телевизионной рекламы на формирование стиля жизни современной молодежи (+речь)

Название работы: Влияние телевизионной рекламы на формирование стиля жизни современной молодежи (+речь)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

98 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Телевизионная реклама и ее аудитория 8

1.1. Телевизионная реклама как явление современной культуры 8

1.2. Российская аудитория телевидения в условиях социокультурных изменений

25

1.3. Выводы по 1 главе 36

Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования стилей жизни молодежи

40

2.1. Операционализация понятия «стили жизни» в социологии 40

2.2. Конструирование и отражение телевизионной рекламой социальных ценностей аудитории

48

2.3. Особенности воздействия телевидения на стили жизни молодежи 57

2.4. Выводы по теоретической части 64

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния телевизионной рекламы на формирование стиля жизни современной молодежи

68

3.1. Методика и этапы исследования 68

3.2. Полученные результаты и их интерпретация 69

3.3. Возможности корректировки выбора стиля жизни современной молодежью социально-педагогическими средствами

81

3.4. Выводы по практической части 83

Заключение 86

Список литературы 88

Приложения

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие телевидения в постсоветской России в течение двух десятилетий существенно изменило социокультурную среду, а также придало новые черты социальным коммуникациям. За относительно небольшое время в повседневный мир россиян, независимо от того, позитивно или негативно они это воспринимают, вошли телешоу, сериалы, телеигры и т. п., институционализировалась телереклама. Экспансия западных культурных образцов на телевидении, в других СМИ вызывает озабоченность в российском обществе. В то же время становится все более очевидным, что телевидение из вспомогательных инструментов социализации новых поколений становится одним из наиболее значимых социализационных институтов.

В этом своем качестве телевидение нередко вступает в конфликт с такими институтами социализации, как семья, школа, вуз, организации воспитательного характера и т. д. В обществе имеет место озабоченность тем, что телевидение становится средством пропаганды насилия, секса, безответственного поведения; телереклама ряда товаров, прямо адресованная подросткам, молодежи, ведет к смещениям в восприятии окружающей действительности, формированию стилей жизни, девиантных с точки зрения старших поколений.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

2.1. ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «СТИЛЬ ЖИЗНИ» В СОЦИОЛОГИИ

Стиль жизни представляет собой совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни [67, C. 211]. Эти рамки задают масштаб и направленность самореализации личности в обществе.

Дифференциация социальных общностей по стилям жизни не обязательно совпадет с социально-классовой дифференциацией, и тот или иной стиль жизни может быть выявлен в сообществах, относящихся к разным классам. Большее значение для дифференциации по стилям жизни имеют гендерные, возрастные, образовательные характеристики.

В самом общем виде в социологической литературе под стилем жизни понимается определенный тип поведения людей, исторически сложившаяся форма жизнедеятельности социального субъекта. Понятие «стиль жизни» уже давно в отечественной научной литературе стало своего рода дополнением базовой категории марксизма образ жизни, через характеристики которого осуществляется разделение людей на социальные классы («Тезисы о Фейербахе», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» К. Маркса и др.).

В отечественных исследованиях образа жизни трактовка Маркса класса во многом определяла аспекты, на которые обращалось преимущественное внимание исследователей. В новейших характеристиках понятия «стиль жизни» его содержание по-прежнему нередко сопоставляется с образом жизни как объективным основанием субъективных стилевых различий.

В определенной мере к субъективизации стиля жизни сводится специфика этого термина (ныне очень популярного) и определяемого им феномена и в мировой социологической литературе последних десятилетий. Стиль жизни, трактуемый как совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, стал для многих исследователей способом преодолеть трудности социально-структурного анализа в условиях быстрых социальных перемен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура // Труды института европейских культур. - М. - 2001., С. 46-61.

2. Алпатов В. Новое поколение выбрало: Реклама в Интернет - двигатель торговли будущего. М., 1997. - 112 с.

3. Аренс У., Бове К. Современная реклама: пер. с англ. Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995.

4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 517 с.

5. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. - М.: Прогресс, 1988. - 328 с.

6. Баранова М. В. Реклама как феномен культуры. Автореф. дис. к. культ. н. Нижний Новгород, 2000. - 22 с.

7. Барт Р. Рекламный менеджмент. - М.: Вильямс, 2004. - 784 с.

8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995.

9. Берри T. Развитие иерархии эффектов: историческая перспектива // Менеджмент в России и за рубежом - 1997 – № 10 - С. 251-295.

10. Богомолов, Ю. Они не могут друг без друга / Ю. Богомолов // Московские новости. – 1993. 21-27 июня.

11. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М, 1990.

12. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Алетейя, 2001.- 287 с.

13. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. - М.: Наука, 1998. – 320 с.

14. Браун Г. Моделирование рекламы осведомленности // Реклама - 1991 - № 3 – С. 16-21.

15. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений. – СПб.: «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-Пресса».- 2001.- 256 с.

16. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – М., 1994.- 252 с.

17. Гринберг Т.Э., Петрушко М.В. Реклама: культурный контекст. – М.: Рип-холдинг, 2004.- 185 с.

18. Гройс Б. Цели и ценности // Искусство рекламы. - 2001. - № 12. – С. 13-18.

19. Де Флюер Д. Теории массовой коммуникации. 5-е изд. СПб: Дело, 1989. - 154 с..

20. Дебор Ги-Эрнест. Общество спектакля/ Пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. – М.: Логос, 2000. – С. 23-31.

21. Дзикевич С. Эстетика рекламы: Эстетическая структура рекламной коммуникации. - М.: Гардарики, 2004.- 231 c.

22. Дмитриева Н. Изображение и слово. - М.: Искусство, 1962. - 313 с.

23. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

24. Дубицкая В. П. Телевидение: микротехнологии в электронных средствах массовой информации. - М.: Изд-во ин-та социологии, 2008. - 142 с.

25. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. – М.: Знание, 2002. – 112 с.

26. Евстафьев В.А. Рекламный рынок сегодня. // Доклад на Пленарном заседании «Журналистика и рынок» научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы». МГУ, 2001. С. 78-81.

27. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М.: Воскресенье, 2004. – 416 с.,

28. Зимина О. В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни в современном российском обществе : Дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2006. 189 с.

29. Имшинецкая И. Креатив в рекламе.- М.: РИП-Холдинг, 2002.- 172 с.

30. Каганский М.С. Мир аксиологии. - М., 1988;

31. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

32. Картер Г. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса. – М.: ИВЦ «Маркетинг»; МТ-Пресс, 2001. - 244 с.

Катернюк А.В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама. - Ростов-на-Дону, 2001;

33. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. – М.: Эксмо, 2005. – 366 с.

34. Кац Е., Лазерфельд П. Личностное влияние. М.: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 256 с.

35. Ковриженко М. Креатив в рекламе: постмодернистский образ моды. – СПб.: Питер, 2004. – 253 с.

36. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М, 1997;

37. Корнилова Е. Е. Телевизионная реклама.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – 290 с.

38. Корнилова Е.Е. Язык телевизионной рекламы: функция воздействия и функция сообщения. Автореферат диссертации канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1997;

39. Костина А.В. Эстетика рекламы. – М.: ООО «Вершина»,2003.- 304 с.

40. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990;

41. Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы – М.: Изд-во Эксмо», 2006. – 416 с.

42. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы.- СПб. и др.: Питер, 2002. – 368 с.;

43. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996;

44. Леннон Д. Задавая правильные вопросы: Что делают люди с рекламой? // Международный журнал рекламы - 2000. – № 3 - С. 28-33.

45. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис Прогресс, 1992. - 270 с.,

46. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. - Тарту. - 1973. - Вып. 6. 327 с.

47. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. - Ученые записки Тартуского государственного университета. - 1981. - Вып. 5-6-7.

48. Луков В.А. Стили жизни современной молодежи. - М., 2000;

49. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: АСТ, 2003.

50. Массовая коммуникация влияет на потребление?// Практический маркетинг, № 12 (106), декабрь 2005. – С. 18-26 (0,6 п.л.).

51. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. – М.: Издательство «Финпресс», 2002. – 416 с.

52. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП- холдинг, 2002. – С. 62.

53. Мертон P. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М., 1966.

54. Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе коммерции и политике. - М., 2001;

55. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. - М., 1996;

56. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. – С. 21-29.

57. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2002. – С. 58.

58. Песоцкий Е.А. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов-на-Дону, 2003;

59. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 119 с.

60. Пишняк А.И. Психографика: к описанию стилей жизни россиян.// Социологический журнал, № 4, 2005. – С. 88-102.

61. Пишняк А.И. Рекламная коммуникация и потребительское поведение.// Рекламные технологии, № 8 (53), ноябрь 2003. – С. 11-14

62. Полукаров В.Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии. - М.: «Издательство ПРИОР», 1998. - 400 с.

63. Понятие «стиль жизни» в свете тезаурусной концепции // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 13. М. : Моск. гуманит. ун-т, 2007. С. 12–21. (0,7 п. л.).

64. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001;

65. Райгородский Д.Я. Реклама внушение и манипуляция. - Самара, 2001;

66. Рекламные технологии в культуре современного общества: Product Placement и Cross Promotion // Вестник Московского Университета. Серия Журналистика - 2006. - № 5. – С. 45-59.

67. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М., 1998.

68. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. – М.: Рудомино, 1995. - 168 с.

69. Самохвалова В.И. Язык масскульта и современная мифология // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против» - М.: Гуманитарий, 2003. – С.148-204.

70. Сафарян А. В. Истоки концепции телевидения как института со-циализации // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 14. М. : Моск. гуманит. ун-т, 2008. С. 95–98.

71. Сафарян А. В. Стиль жизни // Знание. Понимание. Умение. 2008. №1. С. 246–248..

72. Семаан Н.В. Культура - массовая культура - реклама: (мифологический аспект) Москва, 1998. - 170 с.

73. Сигал Айван. Обзор российского телевидения // www.internews.ru

74. Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. - СПб.: Терра, 2002. – 360 с.

75. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М., 1987.

76. Средства массовой информации России. 2003-2006 год. Анализ. Тенденции. Прогноз. - М., 2007. - 368 с.

77. Средства массовой информации России. 2007 год. Анализ. Тенденции. Прогноз. - М., 2008. - 230 с.

78. Средства массовой информации России. 2008 год. Анализ. Тенденции. Прогноз. - М., 2009. - 241 с.

79. Старых Н.В.Специфика образности в публицистических и рекламных типах текста: дис.канд.филолог.наук. – М.: МГУ, 1993. – 145 с.;

80. Тард Г. Социальная логика. - СПб.: Высшая школа, 1996. – 280 с.

81. Тарковский А. Запечатленное время // Искусство кино. - 2001. - № 12. – С. 12-18.

82. Тоффлер А. Футурошок. - М.: Оазис, 1997. – 180 с.

83. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: Оазис, 2002. – 149 с.

84. Ульяновский А.В. Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях: Автореф. дис. канд. культуролог. наук. – СПб.: б.и., 2000. – 17 с.

85. Ученова В. В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 336 с.

86. Ученова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 100 с.

87. Федотов А. Оценка законотворчества Государственной Думы РФ в отношении ревизии рекламного законодательства. // «Телефорум». - М., Апрель, 2001. - С.45-51.

88. Федотова Л. Н. Социология рекламной деятельности. - М.: Оникс, 2007. - 560 с.

89. Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве: социологическое эссе / Л.Н. Федотова. – М., 1996. – С. 27.

90. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб: Питер, 2003. - 377 с..

91. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты./Пер. с нем. М. Кузнецова. – М.: Медиум, 1997.

92. Цвик В., Качкаева А. Реформы в обществе и на телевидении. 1995-1999.// Очерки истории российского телевидения. - М.: Воскресенье, 1999. - С. 273-288.

93. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 382 с.

94. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2003. - 286 с.

95. Что такое эффективная реклама? - Две точки зрения. Споры между профессором Джоном Филиппом Джонсом и профессором Эндрю Эренбергом// Tesis – 2000 - № 3 – С. 3-7.

96. Чумиков А.Н. Российский социум в 1995 году: конфликтологическая экспертиза (I полугодие) // Социологические исследования. - 1996. — № 1.

97. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М, 2002.

98. Шейнов В. Эффективная реклама: Секреты успеха. - М.: Ось-89, 2003. - 447 с.

99. Шерковин Ю.А. Массовая коммуникация // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983; Ядов В.А.

100. Шубина И. Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. - Ростов-на-Дону: Издательский Центр МарТ, 2004. - 319 с.,

101. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб: Петрополис, 1998. - 432 с.

102. Эренберг Э. Старая одежда императора // Международный журнал социологии - 1999. – № 1 - С. 18-24.

103. Ямпольский М.Б. Диалог и структура кинематографического пространства (о реверсивных монтажных моделях) // Труды по знаковым системам. - Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту. - 1984. - Вып. 641.

104. www.smi.ru/2001/02/08/981652934.html

105. www.internews.ru

106. www.rian.ru/rian/index.cfm?msg_id=1434962

Похожие работы на данную тему