Введение
Тема данной работы – «Методы психологии».
Актуальность её связана с тем, что проблема метода научного исследования является фундаментальной, она непосредственно связана с основными теоретическими и прикладными аспектами науки. Подчеркивая важность метода, К. Маркс отмечал: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным» [8, с. 7]. Создание эффективного метода исследования по своему значению не уступает разработке новой теории. Как справедливо отмечал К. А. Тимирязев, «изучающему историю наук часто приходится убеждаться в том, что изобретение или правильное последовательное применение нового приема исследования, нового инструмента играет иногда не менее важную роль в развитии знаний, чем даже новая идея, новая теория» [11, с. 73].
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Заключение
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.
Список литературы
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 1969.
3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976 .
4. Котарбинский Т. Проблемы исследования научного творчества // Вопросы философии. - 1968. - № 6. - С. 43—52.
5. Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. - Т. 1. - 1980. – С. 56 – 58
6. Маклаков А.Г. Общая психология. – М.: Перей, 2009. – 321 с.
7. Максименко С.Д. Проблема метода в возрастной и педагогической психологии // http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894031.htm
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. – М., 1979. – 654 с.
9. Рубинштейн С. Л. Философские корни экспериментальной психологии // Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена. Т. 34. - Л., 1940. – 657 с.
10. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. - М., 1974.
11. Тимирязев К. А. Сочинения. Т. VIII. - М., 1939.
12. Эвристическая и методологическая функция философии в научном познании / Под ред. В. А. Асеева и Г. А. Подкорытного. - Л., 1980. – 321 с.