Методики изучения структуры личности. Типологический подход.

Название работы: Методики изучения структуры личности. Типологический подход.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

21 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

ЗАДАНИЕ 1 3

Методики изучения структуры личности. Типологический подход 3

Введение 3

1.Методология экспериментальных исследований личности 6

2.Особенности типологического подхода 8

Заключение 16

ЗАДАНИЕ 2 17

Исследование структуры личности с использованием метода обобщения независимых характеристик К.К. Платонова 17

Список использованной литературы 22

Выдержка:

Основная часть:

Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о сущности этого явления. Психологи, единодушно при¬знавая, что сам феномен личности существует и относится в психоло¬гической науке к числу базовых объектов исследования, столь же единодушно считают, что проблема объективного определения сущ¬ности личности, ее интерпретации является одной из труднейших. «Личность - явление столь всеобъемлющее, что описать его крайне сложно» [6, с. 15]

Категории личности посвящено множество теорий; собран огром¬ный экспериментальный материал, относящийся к исследованию лич¬ности. Вместе с тем, как отмечают некоторые западные психологи, нет прогресса в этом направлении: теоретические посылки, интерпрета¬ция эмпирических фактов, представления о структуре и ведущих па¬раметрах личности столь различны и не согласуются между собой, что установить истину, отказавшись от каких-то теорий из-за их несосто¬ятельности, практически невозможно.

Помимо этого, многие психологические теории личности неполны, односторонни и весьма туманны, что не позволяет определить как по¬нятие личности, так и ее составляющие.

Сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме диагно¬стики личности, так как, лишь решив теоретическую проблему опреде¬ления понятия, можно искать измерительные инструменты. Обратная тенденция - определение через результаты измерений - несостоятель¬на и может быть опасной, когда касается личности. Эти замечания сле¬дует иметь в виду при обсуждении некоторых методик личностной диагностики и их психометрических характеристик.

В отечественной психологии реальным базисом личности человека признается совокупность его общественных отношений, реализуемых через многообразие деятельностей. Общество рассматривается не про¬сто некоторой внешней средой личности. Она объективно включена в систему общественных отношений, и этим определяется формирование структуры личности, образуемой комплексом свойств - мотивов, стремлений, установок, привычек и т. д. Но детерминированность лич¬ности общественными отношениями не означает, что она является их пассивным слепком. Как включение личности в систему отношений, так и ее участие в них может осуществляться только как активный про¬цесс. Формируясь, личность сама начинает определять развитие всех психических феноменов человека.

Итак, личность в отечественной психологии понимается как системное качество, характеризующее включенного в общественные отношения индивида. Это системное качество приобретается индивидом в предметной деятельности, при взаимодействии и общении с други¬ми людьми.

Многочисленные и разнообразные проявления личности обусловлены, с одной стороны, ее структурой, а с другой - определяются ситуациями и условиями ее реальной жизнедеятельности. С точки зрения выявления и анализа структуры личности в современной психологической диагно¬стике наиболее распространенными являются две большие группы ме¬тодов - опросники и проективные методики. Для ориентации в этой области диагностики важно иметь представление об особенностях, возможностях и ограничениях каждой из этих двух групп методов.

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) - это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности [4,c.240].

К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компонов¬ке, отборе и группировке вопросов.

Цель данной работы - систематизировать методики изучения структуры личности с точки зрения типологического подхода.

Похожие работы на данную тему