Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия

Название работы: Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Педагогика

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Методы и приемы для развития у детей музыкального восприятия 4

2. Развитие музыкального восприятия на музыкальном занятии 11

3аключение 14

Список использованной литературы 16

Выдержка:

Введение:

Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Под музыкальным восприятием понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно–действенное ознакомление с музыкальными эталонами. Современное понимание сущности музыкального восприятия формируется в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.

Глава 2:

Музыкальное занятие нацеливает воспитателя на развитие у детей музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. Ведь задача музыкального занятия – средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Музыкальное занятие – импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать педагог. Несомненно то, что для такого занятия психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к нему еще и эмоционально.

Для воспитателя чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства – его красоту, тончайшее кружево его образов.

Основная часть работы связана с восприятием музыки в условиях лицевого контакта с воспитателем-исполнителем, т.е. с восприятием музыки, олицетворенной воспитателем, его интонационным продуктом. Среди обязательных пьес для слушания – произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

«Болезнь куклы» (П.И. Чайковский «Детский альбом»).

Первое слушание-видение музыкального рассказа.

Воспитатель: «Сейчас вы услышите музыкальный рассказ девочки, у которой заболела любимая кукла. Когда нам плохо, мы обращаемся к Другому, желая поведать или разделить свое горе, и тогда несчастье становится не таким печальным: в любом жизненном проявлении – и радостном и грустном – мы не можем обойтись без другого человека, без своих друзей.

Какие переживания слышны и видны в музыкальном рассказе, с которым обращается к нам девочка? Подготовим свое лицо к принятию ее рас¬сказа: «примем» мимику внимательной учтивости и любящего взгляда. Смотрим на лицо девочки. Слушаем ее музыкальный рассказ участливо, представляя себя на ее месте. Переживаем вместе с ней такие же чувства, что и она (сопереживаем ей) ».

Дети: «Ей плохо, она печалится, грустит, переживает за куклу и т.п.»

Второе слушание-видение музыкального рассказа:

Воспитатель: «Настоящий человек не бывает равнодушен к горю Другого – девочки или мальчика, ребенка или взрослого. Пусть музыкальное обращение девочки вызовет в нашей душе ответное сочувствие, в котором она найдет под¬держку и опору, пусть наша любовь и жалость согреют и просветлят печаль¬ный взгляд детского сердца. (Вместе с тем) увидим красоту человечности облика ребенка, переживающего за свою любимую игрушку: доброта музыкально-выявляемых чувств делает красивым, достойным любования ее лицо, равно как и лицо каждого из нас».

Смотрим на лицо девочки.

Слушаем ее музыкальный рассказ.

Переживаем за нее, сочувствуем ей, и, в то же время – любуемся красотой ее лица, на котором отражается добрая высота переживаемых музыкальных чувств. Увидим красоту человечности облика ребенка, переживающего за свою игрушку: когда человек испытывает добрые чувства, его лицо становится по-человечески красивым и (небесно, духовно) прекрасным.

Заключение:

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.

Похожие работы на данную тему