Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

Название работы: Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....2

1. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка. Охрана детского голоса……………………………………………………………………………..3

2. Методы и приёмы обучения пению. Индивидуальный подход…….6

3. Выбор и разучивание песен……………………………………………14

4. Творческие задания…………………………………………………….16

5. Планирование работы по пению в детском саду……………………21

6. Конспект статьи Е.В. Клюевой, М.Г. Шадриной «ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕНИИ»……………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………34

Выдержка:

Введение:

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувство¬вать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей испол¬нительской деятельности.

Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содер¬жание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению от¬дельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспи¬татель следят за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способ¬ности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Глава 3:

По теории И. П. Павлова и его учеников, в процессе раз¬вития навыков (в том числе и вокальных) можно выделить три фазы (этапы): возникновение представления о песне, разу¬чивание ее и закрепление.

Впервой фазе обычно проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Прежде чем разучивать песню, дети "знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней. Например, воспитатель может провести соответствующие наблюдения в природе во время прогулки. Так, во второй младшей группе, прежде чем послушать песню «Птичка» М.Payxвергepa, малыши на прогулке кормят птиц, смотрят, как они клюют, летают. Перед прослушиванием песни «Зима» В. Карасевой рассматривают картинку, соответствующую" содер¬жанию песни. В старших группах перед исполнением празднич¬ных песен воспитатель рассказывает на занятии по ознакомлению с окружающим и родному языку о трудовых подвигах советских людей, праздничных впечатлениях, об убранстве родного города, показывает иллюстрации.

Перед исполнением новой песни музыкальный руководитель сообщает, о чем он будет петь, называет песню и поет ее. Если текст сложный, выразительно читает его, объясняет непо¬нятные слова, выражения и поет песню. Иногда до исполнения песни со словами можно дать послушать ее как инструментальное произведение. Дети определяют характер музыки (веселая, груст¬ная, спокойная, быстрая и т. д.). На следующем занятии песня вновь исполняется на инструменте, и дети узнают музыку. Затем взрослые поют эту песню.

Детям младшего возраста (3—4 лет) перед исполнением пес¬ни или после её прослушивания можно показать игрушку, картинку, иллюстрирующую музыкальный образ. Для создания цельного художественного образа песня исполняется с полным фортепианным сопровождением или дается в грамзаписи.

Во второй фазе начинается разучивание песни. В начале песня звучит без фортепианного сопровождения, так как де¬тям бывает трудно выделить мелодию и сосредоточить на ней свое внимание, а педагогу — проверить, правильно ли поют дети.

Затем исполнение мелодии без фортепианного сопровождения чередуется с сопровождением.

Если в песне встречаются отрезки мелодии трудные в мело¬дическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), их можно пропевать отдельно.

Музыкальный руководитель играет 1—2 раза трудную часть мелодии на музыкальном инструменте (без аккомпанемента) или поет ее, а дети слушают. Затем дети повторяют эту часть сначала с сопровождением инструмента или голоса и, наконец, само¬стоятельно.

В процессе разучивания дети запоминают слова песни. Педагог дает указания к исправлению ошибок. В этот период широко используется индивидуальный подход к ребенку. Песня исполняется по-разному: поют все вместе, небольшая группа детей, поочередно (группа мальчиков, группа девочек); используется метод соревнования (кто лучше споет).

Когда песня выучена, желательно проверить, как она усвоена каждым ребенком. Для этого отдельные дети могут спеть по куплету или один ребенок исполняет запев, а все вместе — припев и т. д.

Заключение:

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позво¬ляет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмо¬циональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации че¬ловеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержа¬ния. По мере развития мышления, речи, накопления новых пред¬ставлений усложняются и переживания ребенка и возрастает инте¬рес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Особое чувство радости вызывает общение во время коллек¬тивного пения. Это прекрасно отметил еще К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто ожив¬ляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими уси¬лиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство».

Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пе¬нии. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, на¬певает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка — естественный инстру¬мент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, по¬могает организовывать творческие, сюжетные игры.

Похожие работы на данную тему