Знакомство с понятием "текст" в курсе русского языка

Название работы: Знакомство с понятием "текст" в курсе русского языка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТЕКСТ» 5

1.1. Проблемы изучения лингвистики текста 5

1.2.Информационно-структурные характеристики текста 8

1.3. Единицы текста. Макротекст. Микротекст 13

1.4. Типы текстов 17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТЕКСТ» ПО УЧЕБНИКАМ М. С. СОЛОВЕЙЧИК (ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ») И Т.Г. РАМЗАЕВОЙ (ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ)…………………………....23

2.1. Анализ содержания темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой………………………………………………………………………...23

2.2. Методика работы с текстом по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой………………………………………………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....35

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы – «Знакомство с понятием «текст» в курсе русского языка в начальной школе (на примере программы «Гармония» и традиционной системы обучения)».

Актуальность её связана с тем, что работа по развитию связной речи школьников традиционно опиралась на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности – дети проходили путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственного, от изложения к сочинению. Долгое время тексту отводилась роль образца для подражания.

В настоящее же время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения родному языку – подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.

Основополагающими компонентами «готовности» к речевому общению младших школьников являются, во-первых, достаточные фактические знания об окружающей действительности, во-вторых, владение языковыми знаниями и умениями, в-третьих, владение речеведческими сведениями и речевыми умениями (способами деятельности), обеспечивающими адекватное восприятие речи, воспроизведение высказываний и создание собственных. Взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника выступает, таким образом, в качестве одного из важных методических условий реализации коммуникативно-речевой направленности обучения родному языку.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТЕКСТ» ПО УЧЕБНИКАМ М. С. СОЛОВЕЙЧИК (ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ») И Т.Г. РАМЗАЕВОЙ (ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ)

2.1. Анализ содержания темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой

Содержание темы «Текст» по учебникам «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик для 1 класса сводится к следующему. Традиционно одним из направлений работы в период обучения грамоте, как и на всех уроках русского языка, является развитие у детей умений, необходимых для понимания и создания текстов, текстовых умений, или, как их всегда принято называть, умений связной речи. Определения на этом этапе не даются. Все виды работы с предложением, текстом преследуют одну цель: пробудить присущее человеку от природы чувство языка, помочь маленькому школьнику «заметить» язык, которым он в определённой степени уже владеет.

В учебнике же «Русский язык» для 1 класса Т.Г. Рамзаева выделяет тему «Слово. Предложение. Текст», где она предлагает пропедевтическую работу. Учащиеся на эмпирическом уровне усваивают, что такое текст (то есть рассказ). Им даются определённые пропедевтические знания, чтобы дети могли отличить текст от двух предложений, не связанных между собой по смыслу. Хотя текст- это понятие, а у понятия есть признаки, но признаки текста не рассматриваются. После нескольких выполненных заданий учащимся сначала даётся такое понимание текста: текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. И только в самом конце темы приходят к выводу, что такое текст: текст - два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. Таким образом, учащиеся на эмпирическом уровне работают с текстом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в III-IV классах // Начальная школа. – 2006. - №4.

2. Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы.– М.: Просвещение,1993.

3. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие.– М.:Логос, 2004.

4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.– М.: Наука, 1981.

5. Дёмичева В.В. Текст–модель и работа с ним на уроках русского языка // Начальная школа.–1994.–№11.

6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие.– М.: Флинта, 1998.

7. Король Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка // Начальная школа.– 1998.–№4.

8. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа. –2002.–№9.

9. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.

10. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности.– Псков, 2005.

11. Оморокова М.И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя // Начальная школа.– 1980.–№1.

12. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1979.

13. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

14. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

15. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.– М, 2001.

17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб пособие для студентов пед. учеб заведений / Под ред. М.С. Соловейчик.– М.: Просвещение, 1993.

18. Санина Л.Д. Работа над связностью текста // Начальная школа.–1986.–№10.

19. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 1 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

20. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

21. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 3 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

22. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 4 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.

23. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 1кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2001.

24. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 2кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2002.

25. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 3кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2002.

26. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: 4кл.: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, 2002.

Похожие работы на данную тему