Вопросы по Олигофренопедагогике

Название работы: Вопросы по Олигофренопедагогике

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Педагогика

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

1. Дефект и компенсация. Сложная структура дефекта аномального развития. Учет структуры дефекта в коррекционно-педагогической работе.

2. Задачи, содержание и формы организации коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

3. Изучение готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью.

4. Изучение, обучение, воспитание, развитие, коррекция, социальная адаптация как целостный коррекционно-педагогический процесс.

5. Индивидуальное и дифференцированное обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.

6. Инновационные учебно-воспитательные системы в специальном образовании.

7. История становления методов психолого-педагогического изучения детей с нарушениями интеллекта.

8. Клиническая характеристика интеллектуальных нарушений. Пограничные формы интеллектуальных нарушений.

9. Основные характеристики направления деятельности учителя-олигофренопедагога (диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, консультативная) в системе специального образования.

10. Общие и специфические закономерности психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.

11. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и методы их изучения.

12. Реализация идей Л.С.Выготского в изучении, обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

13. Руководство воспитательной работой в коррекционно-образовательном учреждении.

14. Современная система коррекционной помощи и социальной поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья.

15. Современная система управления специальным образованием.

16. Современные подходы к классификации умственной отсталости. Проблема умственной отсталости на современном этапе.

17. Современный этап развития олигофренопедагогики и специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью.

18. Социализация, реабилитация и интеграция детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе.

19. Требования к разработке стандартов общего образования умственно отсталых обучающихся. Основные понятия, используемые и применяемые в стандартах.

20. Управление коррекционно-образовательным учреждением в современных социально-экономических условиях.

21. Формирование детского коллектива в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

22. Формирование психических процессов детей с отклонениями в развитии.

23. Особенности психического развития умственно отсталых детей с сенсорными и двигательными нарушениями. Направления и содержание коррекционной работы.

24. Овладение учебными и трудовыми навыками учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида. Формирование навыков у учащихся с нарушением интеллекта.

25. Строение, функции слухового и зрительного анализаторов. Патология органов слуха и зрения, ее влияние на психическое и генетическое развитие.

26. Организация и содержание работы по ознакомлению с окружающим миром учащихся с интеллектуальным нарушением.

27. Задачи, этапы и содержание обучения математике учащихся с нарушением интеллекта.

28. Задачи, этапы и содержание обучения рисованию учащихся с нарушением интеллекта.

29. Методы научного исследования в области специальной педагогики и психологии.

30. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Методы изучения дошкольников с нарушением интеллекта.

31. Принципы отбора и требования к содержанию образования учащихся с нарушением интеллекта. Значение межпредметных связей в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

32. Особенности представлений и воображения детей с нарушением интеллекта. Методы изучения и коррекции представлений.

33. Особенности моторики у детей с нарушениям интеллекта. Методы изучения моторики.

34. Особенности личности детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции личности.

35. Особенности высшей нервной деятельности детей с отклонениями в развитии.

36. Особенности деятельности детей с нарушением интеллекта. Методы изучения и коррекции деятельности.

37. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением интеллекта.

38. Организация и содержание обучению географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

39. Методы психолого-педагогического изучения детей школьного возраста с отклонениями в развитии.

40. Задачи, этапы и содержание обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

41. Компетенции учителя олигофренопедагога (педагога специального образования).

42. Методы изучения психического развития детей с отклонениями в развитии.

43. Организация лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми с отклонениями в развитии.

44. Особенности обучения грамоте учащихся с нарушением интеллекта.

45. Причины нарушений психического развития у детей

46. Психические расстройства, их классификация.

47. Содержание обучения детей с задержкой психического развития.

Выдержка:

1. Дефект и компенсация. Сложная структура дефекта аномального развития. Учет структуры дефекта в коррекционно-педагогической работе.

«Дефект—это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития».

Дефекты бывают врождённые и приобретённые.

Врождённые и приобретённые дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.

Впервые сущность дефекта и его влияние на аномальное развитие были проанализированы Л.С. Выготским. Он показал структуру дефекта, соотношение первичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.

Л.С. Выготский выдвинул положение, согласно которому задачей педагогики является компенсация вторичных дефектов, доразвитие высших психических функций, «…поскольку компенсация в области элементарных функций возможна была бы только при устранении соматического дефекта». То есть он противопоставил первичный и вторичный дефекты и ограничил функции педагога и психолога.

По мнению же А.Г. Литвака «задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий является воздействие на весь комплекс вторичных отклонений и на вызвавший их соматический дефект». Так как «…любой дефект…с неизбежностью приводит…к включению биологических компенсаторных функций организма». В этом смысле А.Г. Литвак видит компенсацию «…как универсальную способность организма…возмещать нарушения или утрату определённых функций».

У И.П. Павлова компенсация—«…физиологическая мера организма в ответ на какое-либо нарушение его функций».

Причины, приводящие к возникновению детских аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка, развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта , вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития .

Список использованной литературы

1. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985.

2. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000.

3. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006.

4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.

6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Похожие работы на данную тему