Взаимодействие ДОУ и семьи как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Название работы: Взаимодействие ДОУ и семьи как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи 9

1.1. Современные подходы к пониманию сущности, цели, задачи, особенностей патриотического воспитания дошкольников 9

1.2. 3начение взаимодействия ДОУ и семьи в процесс гражданско-патриотического воспитания детей на современном этапе 18

Выводы по 1 главе 27

2. Экспериментальное исследование состояния взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию 29

2.1. Методические основы организации исследования уровня патриотической воспитанности дошкольников и родителей 29

2.2. Анализ результатов исследования уровня патриотической воспитанности дошкольников и родителей 34

2.3. Формы работы с родителями и детьми, направленные на формирование патриотической воспитанности дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи 43

2.4. Сравнительные результаты контрольного среза сформированности уровня патриотической воспитанности дошкольников и родителей 52

Выводы по 2 главе 54

3аключение 56

Список использованной литературы………………………………..…..…..59

Приложение……………………………………………………………………..63

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, а также значительного числа национальных конфликтов, при общей ориентации подростков и молодежи на западную модель жизни, большое значение приобретает патриотическое воспитание, направленное на развитие национального самосознания, чувство национальной идентичности, толерантности к другим народам, населяющим Россию, формирование нравственно-патриотических чувств по отношению к своей семье, малой Родине и своей стране.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У детей должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли. В обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина (О.Л.Князева, Я.А. Коменский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.С.Макаренко, М. Ю. Новицкая, И.Г.Песталоцци, Л.В. Пименова, В.Е.Уткин, Л. Е Осипова, и др.).

Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (И.Г.Песталоцци, Я.А. Коменский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.С.Макаренко и др.).

По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, и особенно в молодежной среде, отмечается повышенный спрос на патриотическую идею для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования (В.Е.Уткин, Л.В. Пименова, М. Ю. Новицкая, М. Д. Маханева, О.Л.Князева, Н. Г. Зеленова, Л. Е Осипова, Н.В. Ипполитова, С.Т.Казакова и др.)

Глава 2:

Второй этап заключался в проведении формирующего эксперимента. Для достижения эффективности патриотического воспитания дошкольников была разработана система работы по патриотическому воспитанию и формы взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию.

Реализация данной системы в патриотическом воспитании дошкольников осуществлялась на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

В ходе данного этапа эксперимента проводилась специальная работа с воспитателями ДОУ. Была внедрена в учебно-воспитательный процесс авторская комплексная экспериментальная программа «С чего начинается Родина?». Данная программа была направлена на воспитание у детей интереса к народным традициям и обычаям, промыслам и ремёслам; воспитание любви к родному краю, к его природе; развитие творческих способностей учащихся, знакомство со всем многообразием народной культуры. Программа предназначена для работы средних и старших групп детского сада и предусматривала проведение мероприятий с участием родителей дошкольников.

Цель программы состояла в формировании духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России и продолжить традиции и обычаи своего народа.

Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Родной город»

3 блок - «Родная страна»

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок - «Моя семья».

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 111 своему сыну Никола «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого- в истории и традициях семьи

- семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций

- счастье семьи- счастье и благополучие народа

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

2 блок - «Родной город».

Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Костромской области, России. Город- частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству

3 блок - «Родная страна»

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья>детский сад>родная улица> родной город>родная страна.

Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:

Семейный альбом (приложение № 3)

Родной город (приложение №4)

Древо моей семьи

Бабушка рядышком с дедушкой

Жить - Родине служить (приложение № 5)

Наши деды надевают ордена(приложение № 6).

Заключение:

Проведенное исследование современных подходов к взаимодействию ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию показало, что большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Данное уточнение позволяет эффективно осуществлять педагогическое руководство патриотическим воспитанием дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи, основанных на традициях народной педагогики в процессе опытно-экспериментальной работы.

На сегодняшний день разработано достаточное большое количество программ, так или иначе затрагивающих проблему патриотического воспитания. Это могут быть как комплексные программы, в которых патриотическое воспитание является одним из основных тематических разделов, а также узконаправленные программы, целью которых является только патриотическое воспитание. Выбор и реализация какой-либо программы находится в компетенции ДОУ и, как правило, не зависит от пожеланий родителей. При этом взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам патриотического воспитания на сегодняшний день реализуется в условиях многих ДОУ в той или иной форме.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе ДОУ №1855, в котором участвовало 20 родителей экспериментальной группы и 20 родителей контрольной группы в возрасте 26-32 лет.

В экспериментальном исследовании нами было выявлено состояние взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию. По результатам исследования сопоставление данных экспериментальной и контрольной групп родителей позволяет констатировать средний и низкий показатель уровня понимания родителями сущности патриотизма.

Анализ документации и бесед с воспитателями и родителями с целью изучения состояния взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию показал преобладание среднего и низкого уровня у ЭГ и высокого и среднего уровня у КГ.

. В экспериментальной работе была разработаны и апробированы пути взаимодействия ДОУ и семьи. Педагогическим средством патриотического воспитания родителей на основе русского наследия явились личностные ситуации нравственно-эстетического характера: ситуации актуализации, переживания, рефлексии. Основой опытно-экспериментальной работы выступила разработанная модель патриотического воспитания родителей на основе русского наследия, результаты которой отразили положительную динамику развития патриотической воспитанности, что доказывает ее эффективность. В ходе опытно-экспериментальной работы были апробированы педагогические условия патриотического воспитания родителей на основе русского наследия.

Полученные в итоге выполненной работы теоретические и экспериментальные результаты дают основание для подтверждения правомерности выдвинутой гипотезы.

Данное исследование, безусловно, не является исчерпывающим и не претендует на абсолютную полноту. В дальнейшем изучение патриотического воспитания возможно по проблемам формирования патриотической воспитанности личности на разных этапах ее развития; выяснения роли историко-культурного наследия в патриотическом воспитании молодежи; разработки технологий включения молодежи в активную, социально значимую, патриотически направленную деятельность

Похожие работы на данную тему