Конфликт интересов в системе государственной службы

Название работы: Конфликт интересов в системе государственной службы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Госслужба

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение:

Часть I. Конфликт интересов в государственном управлении 7

1.1. Определение «конфликта интереса» 7

1.2. Виды конфликтов интересов 12

1.3. Причины и последствия проявления конфликта интересов 16

1.4. Ключевые принципы управления конфликтом интересов 23

1.5. Механизмы предотвращения конфликта интересов 26

1.6. Механизмы урегулирования конфликтов интересов 30

Часть II. Анализ опыта зарубежных стран: политика и практика урегулирования конфликтов интересов в системе государственной службы 41

2.1. Опыт США 41

2.1.1. Основные принципы и нормы политики урегулирования конфликта интересов 41

2.1.2. Декларирование интересов 43

2.1.3. Методы эффективной реализации политики 45

2.2. Опыт Великобритании 57

2.2.1. Комитет по стандартам публичной сферы 57

2.2.2. Министры 60

2.2.3. Постоянные государственные служащие 63

Заключение 76

Библиография 81

Выдержка:

Введение:

Необходимость формирования в системе государственной службы ме-ханизмов предупреждения, выявления и разрешения конфликтов интересов была отражена еще в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. С этого времени было принят ряд нормативных актов различного уровня, регу-лирующих указанные вопросы, в том числе базовые федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противо-действии коррупции".

Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникно-вения конфликта интересов возникает у государственного или муниципаль-ного служащего в момент, когда узнает об этом. Применение этой нормы на практике, вполне очевидно, будет связано с определенными трудностями, так как оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возник-ший конфликт. Здесь уместно отметить, что, несмотря на то, что понятие "конфликт интересов" применительно к сфере государственной и муници-пальной службы используется уже достаточно длительный срок и комиссии по урегулированию конфликта интересов созданы во многих органах госу-дарственной власти, количество дел, рассматриваемых ими, остается относи-тельно небольшим.

Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. По данным международной организации «Трансперенси Интернэшнл» Российская Федерация занимает 154-е место в Индексе восприятия коррупции за 2010 год и относится к числу так называе-мых неблагополучных государств. Сегодня коррупция в России является ос-новной негативной характеристикой институтов государственного управле-ния, препятствуя эффективному социально-экономическому и обществен-ному развитию страны. В этой связи разработка единой политики в сфере противодействия коррупции стала приоритетным направлением реформиро-вания системы государственной службы Российской Федерации.

Среди антикоррупционных механизмов в системе государственной службы в первую очередь следует выделить административные процедуры, обусловливающие порядок её прохождения, в том числе, проведение кон-курсов на замещение вакантных должностей, аттестаций, квалификационных экзаменов и др. Помимо перечисленного таким механизмом выступает ин-ститут конфликта интересов.

В Концепции реформирования системы государственной службы, ут-вержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., преду-смотрено, что на государственной службе формируются механизмы преодо-ления конфликтов интересов, когда у служащих возникает личная или груп-повая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Глава 2:

25 октября 1994 г. премьер-министр Великобритании Джон Мейджор создал независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нола-на. В состав Комитета вошли 10 авторитетных общественных деятелей, в том числе два члена парламента. Их задачей было поставлено «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности», и на этой основе выработке необходимых рекомендаций с целью улучшения мо-ральных критериев работы ответственных лиц — участников «публичной жизни». К числу таковых были отнесены все министры, государственные служащие, члены парламента и Европейского парламента, члены и высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, предста-вители местных властей и т.д. В общем, вся государственная служба. Коми-тету не рекомендовалось рассматривать частные случаи нарушения стандар-тов поведения, а сосредоточиться на формировании общих принципов дос-тойного участия в общественной жизни.

Сама по себе данная задача поначалу выглядела несколько наивной и педагогической, но постепенно Комитет завоевал большой авторитет, а его суждения стали признаваться чуть ли не подлежащими к неуклонному ис-полнению. Хотя сами по себе нарушения никем не декларируемых стандар-тов не влекли за собой каких-либо судебных последствий и рассматривались только как нарушение «Кодекса чести», никому уже не хотелось подвергать-ся позору остракизма, а там, глядишь, и особому вниманию со стороны офи-циальных властей — к фактам «неприемлемого поведения». «Наши рекомен-дации,— отмечал первый Председатель Комитета лорд Нолан,— направлены на поддержание и, когда необходимо, восстановление таких стандартов госу-дарственной деятельности, которую наши граждане хотели бы ожидать, а также в целях развития политики открытости (openness), которая бы дала возможность всем увидеть, как их ожидания воспринимаются и осуществля-ются».

Так началась работа по моральному упорядочению политической жиз-ни и даже перевоспитанию политической элиты. Для начала Комитет сфор-мулировал семь принципов государственной работы чиновников: (своеоб-разный Кодекс поведения — Code of Conduct):

1. Нестяжательство (selflessness) — служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий с целью достижения материальных финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

2. Неподкупность (integrity) — недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, могущих повлиять на исполнение официального долга;

3. Объективность (objectivity) — непредвзятое решение всех вопро-сов;

4. Подотчетность (accountability) — ответственность за принятые дей-ствия перед обществом и предоставление полной информации в случае необ-ходимости публичной проверки (scrunity);

5. Открытость (openness) — максимальная информация общества о всех решениях и действиях, их обоснованности; сокращение информации допустимо в случае необходимости соблюдения высших общественных ин-тересов;

6. Честность (honesty) — обязательное сообщение о своих частных ин-тересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

7. Лидерство (leadership) — соблюдение принципов лидерства и лич-ного примера в исполнении стандартов общественной жизни.

Перечисленные требования выглядят весьма простыми и даже баналь-ными, но в Англии, в отличие от многих других стран, в том числе, к сожа-лению, и России, эти принципы не просто декларируются, но настойчиво проводятся в жизнь. Комитет регулярно проводит свои заседания, изучает огромное количество письменных обращений граждан, вносит предложения в правительство и парламент, выслушивает свидетелей, публикует материалы и т.д. Конечно, вся эта суета вряд ли способна изменить ситуацию к лучше-му, но уважаемый в обществе Комитет по стандартам государственной служ-бы безусловно оказывает благотворное воздействие на повышение политиче-ской культуры и ответственности руководящих кадров, для формирования должного морального климата в обществе. Любопытно, что Комитет настоял на сохранении за парламентариями права на получение вознаграждения за какую-либо деятельность, не связанную с работой Парламента. Аргументом служил довод, что «Палата общин будет осуществлять свою функцию менее эффективно, если все ее члены станут все силы и время посвящать только профессиональной политике». Здесь акцент сделан на словах «все ее члены» и «все время». Иначе говоря, вовсе не обязательно иметь в парламенте только профессиональных политиков или лишать права заниматься бизнесом, пре-подаванием, наукой или иной оплачиваемой работой. Единственным услови-ем является обязательное и честное публичное признание в наличии таких внепарламентских интересов.

Парламентский комиссар по стандартам, пост которого предложил уч-редить Комитет, обязан следить за составлением специального Регистра (внепарламентских) интересов членов Палаты общин, изучать случаи нару-шения стандартов, причем его заключения должны публиковаться. Он может инициировать специальные слушания в Подкомитете по привилегиям, если посчитает это нужным,

Заключение:

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Конфликт интересов - это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами гражданского служащего, при кото-ром его частные интересы (вытекающие из положения гражданского служа-щего как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на вы-полнение им официальных обязанностей или функций.

Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его слу-жебной деятельности. Важным представляется в данном контексте знание гражданским служащим не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но требований, предъявляемых к служебному поведению.

Законом закреплена необходимость предотвращения случаев возник-новения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов для недопущения при-чинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъек-та РФ или Российской Федерации.

К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующее: нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих; невыполнение обязанностей граждан-ского служащего; несоблюдение при их исполнении прав и законных интере-сов граждан, организаций, общества и государства; несоблюдение норм действующего законодательства; нарушение ограничений и запретов, свя-занных с гражданской службой, в том числе установленных Законом о про-тиводействии коррупции и др.

Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, можно назвать высокий уровень неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; недостаточное ин-формирование о деятельности органов государственной власти; наличие про-тиворечий между нормативными правовыми актами органов власти различ-ного уровня, включение в них положений, способствующих созданию усло-вий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом ре-гулировании; несоблюдение служебной и организационной дисциплины; от-сутствие или недостаточное использование моральных и материальных ре-сурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодина-ковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.

Кроме того, имеющаяся практика позволяет выделить правонарушения коррупционной направленности, связанные с конфликтом интересов на госу-дарственной службе, в том числе: непринятие государственным служащим мер по предотвращению конфликта интересов; неуведомление представите-ля нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной за-интересованности, которая может привести к конфликту интересов; владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складоч-ных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к их передаче в дове-рительное управление в соответствии с законодательством Российской Феде-рации; занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работо-дателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др.

Изучив опыт США и Великобритании по противодействию коррупции, предлагается ввести в наше законодательство следующие заимствования:

- Ввести ответственность за дачу взятки в любой форме, материальной или нематериальной, т.е. расширить предмет взятки по примеру законода-тельства Штатов.

- Ввести ответственность за само получение взятки (денежных средств), даже если не удается доказать факт совершения каких – либо дей-ствий либо бездействия за предложенную взятку.

- Ужесточение ответственности представителей банковской сферы, на-логовых органов, на кредитном и ипотечном рынках, нефтегазовом секто-ре как мера профилактики наиболее коррупционных сфер.

- Контроль и введение уголовной ответственности за устройство на го-сударственную, муниципальную службу «по договоренности».

- Отмена иммунитетов должностных лиц государства, лишение статуса, звания, должности на значительный срок или пожизненно.

- Введение ответственности руководителей профсоюзов, трудовых ко-миссий, агентств по трудоустройству, ужесточение мер в трудовых правоот-ношениях, а в частности при приеме на работу.

- Введение новых независимых институтов государственного аппарата во всех ветвях власти и создание новых органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

- Отражение во всей исходящей документации чиновников, инструкци-ях, регламентах, законодательстве принципов: прозрачность, ответствен-ность, ограничения.

- Проверка законодательства о выборах на наличие гена коррупции и отслеживание данных правоотношений как пласт наиболее коррупционных на современном этапе. Особенно касается реалистичности и разумности пре-делов на взносы в избирательные кампании.

- Изменения в судебной системе касаемо вступления на должность, статуса судьи и числом отмененных коллегией судей решений, борьба с субъективной предвзятостью судей.

- Активная поддержка спецслужб населением, «горячая линия», обес-печивающая безопасность и анонимность сообщений по факту нарушений законодательства по борьбе с коррупцией.

Не нужно умолять и опыта РФ в разработке мер по борьбе с коррупци-ей. В РФ разработаны следующие приоритетные меры:

08 февраля 2008 г. Президент России в своем выступлении на расши-ренном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020 года» раскрыл основные тезисы Программы предстоящих преобразований, извест-ной как «План Путина».

Для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые тре-бования к государственному управлению, а именно:

1. Борьба с коррупцией во всех сферах власти. 2. Совершенствование судебной власти, особенно в свете борьбы с коррупцией и бюрократией. 3. Развитие малого бизнеса. 4. Сокращение аппарата госорганов. 5. Повышение квалификации госслужащих. 6. Повышение роли гражданского общества.

Более подробно «План Путина» был раскрыт Президентом России Дмитрием Медведевым в докладе на V Красноярском экономическом фору-ме «Россия 2008-2020 гг. Управление ростом».

Похожие работы на данную тему