Анализ проблем и перспектив развития рынка труда России.

Название работы: Анализ проблем и перспектив развития рынка труда России.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Трудовое право

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты занятости и безработицы 6

1.1 Основные понятия рынка труда 6

1.2 Сущность, виды и формы занятости 13

1.3 Понятие и виды безработицы 19

Глава 2. Проблемы занятости и безработицы в России в период кризиса 25

2.1. Динамика социальных процессов на рынке труда и политики занятости 25

2.2. Динамика рынка труда в России 33

2.3. Основные проблемы занятости и безработицы в России 47

Глава 3. Направление совершенствования регулирования проблем занятости и безработицы 49

3.1 Цели и задачи политики занятости 49

3.2. Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России 50

3.3. Перспективные направления политики занятости и развития рынка труда 53

Заключение 59

Литературные источники 64

Приложения 66

Выдержка:

Введение:

Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

В условиях развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда и усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы.

Проблема занятости населения является одной из важ¬нейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с произ¬водством, распределением, присвоением и потреблением матери¬альных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех обще¬ственно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не толь¬ко экономический интерес, они являются и основными показателя¬ми, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности функционирования и развития рыночных отношений страны.

Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

От решения проблем рынка труда напрямую зависит главная социальная болезнь, наиболее остро переживаемая населением,- безработица, характерная почти для всех стран, независимо от уровня их экономического развития.

Положение на российском рынке занятости определяется ситуацией на рынке труда в разных субъектах Российской Федерации.

В связи с этим региональные особенности процессов социального развития должны найти свое отражение в государственной политике занятости, что означает прежде всего формирование системы мер государственного регулирования, направленных на предотвращение нарастания социальной напряженности в регионах.

Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития рынка труда России.

Задачи дипломной работы:

1.Определить теоретические аспекты рынка труда, проблем занятости и безработицы в России.

2. Изложить проблемы занятости и безработицы в России в период трансформации экономической системы общества

3.Рассмотреть особенности состояния рынка труда в РФ в период кризиса.

4.Выявить методы обеспечения занятости, а также их эффективности.

Объект дипломной работы – рынок труда России.

Предмет дипломной работы – проблемы и перспективы развития рынка труда.

Методологической основой работы послужили результаты исследований по данным проблемам российских авторов (Бородянского Э., Кузьмина В., Бузгалина А., Носовой С., Якушева С. и др.), зарубежных исследователей (Лившица А., Макконела К., Брю С.).

В качестве информационной базы исследования использовались материалы экономических газет и журналов, государственной статистики.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: проанализирована трудовая занятость населения, исследовано понятие безработицы, раскрыты особенности безработицы в России, рассмотрены различные государственные подходы к решению проблем, связанных с трудовой занятостью и безработицей.

Структура работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Глава 3:

Исходя из выявленных проблем рынка труда приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;

совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами предусматривается сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу путем реализации следующих мер:

пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с обеспечением соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо сосредоточить внимание на подготовке рабочих кадров по общеотраслевым профессиям, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов. Развитие системы начального профессионального образования предполагается ориентировать на решение этой задачи;

разработка профессиональных стандартов по уровням профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей, введение которых будет способствовать обеспечению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформирует основу для сертификации персонала, способствующей созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда и повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации;

разработка целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда

развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;

В целях развития региональных рынков труда и повышения территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:

формирование механизмов, мотивирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных программ содействия занятости населения;

осуществление комплекса мер по регулированию рынка труда в районах Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;

осуществление дополнительных мероприятий по содействию занятости населения в республиках Северного Кавказа на основе создания рабочих мест в основных сферах экономической деятельности, развития малого предпринимательства и самозанятости населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;

осуществление комплекса мер по устранению экономических ограничений, сдерживающих перемещение российских граждан по территории страны (иногородних работников) в целях осуществления трудовой деятельности;

использование информационных коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями.

В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В целях решения проблем, возникающих при перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.

Предполагается расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.

развитие кадрового потенциала;

Реализация инвестиционных и инновационных проектов, развитие отраслей экономики, а также реализация приоритетных национальных проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства и бизнеса по созданию новых рабочих мест и их обеспечению кадровыми ресурсами.

Заключение:

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

Проблема занятости населения является одной из важ¬нейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с произ¬водством, распределением, присвоением и потреблением матери¬альных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех обще¬ственно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не толь¬ко экономический интерес, они являются и основными показателя¬ми, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

В современной экономике безработица рассматривается как ес¬тественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способ¬ствует:

• улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурен¬тоспособности как товара;

• формированию нового мотивационного механизма и соответ¬ствующего отношения к труду;

• повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

• наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

Ключевая задача рынка труда состоит в том, чтобы минимизировать затраты времени, необходимые на поиск соответствующего контрагента на рынке труда и заключение трудового договора.

Практическая часть работы написана на основании показателей рынка труда и занятости Российской Федерации.

При анализе рынка труда были получены такие результаты:

По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения к концу ноября 2009 года составила 75,5 млн. человек, или более 53% от общей численности населения.

С сентября 2009 года отмечается снижение численности занятого населения, которое за 3 последних месяца сократилось на 1,2 млн. человек, составив на конец ноября 69,4 млн. человек.

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, за последние 2 месяца 2009 года возросла на 367 тыс. человек и составила на конец ноября 6,1 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения.

Численность официально зарегистрированных безработных за ноябрь 2009 года возросла на 27 тыс. человек и достигла 2,041 млн. человек или 2,7% экономически активного населения. По сравнению с ноябрем 2008 года численность этой категории безработных увеличилась на 737 тыс. человек.

Остается высоким показатель неполной занятости. По состоянию на 2 декабря 2009 года более 13,5 тыс. предприятий заявили о работниках, находящихся в простое по вине администрации, работающих неполное рабочее время, а также о работниках, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации. Суммарная численность этих работников превысила 1,666 млн. человек. Однако, необходимо отметить, что по данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов

Похожие работы на данную тему