Коррекционная работа по формированию речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности.

Название работы: Коррекционная работа по формированию речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

81 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого общения у детей раннего возраста 6

1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста 6

1.2. Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми 15

Глава 2. Игровая деятельность как средство формирования речевого общения у детей раннего возраста 24

2.1. Понятие игровой деятельности, особенности ее развития в раннем возрасте 24

2.2. Развитие речевого общения детей раннего возраста в игровой деятельности 33

Глава 3. Экспериментальная работа по формированию речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности 41

3.1. Исследование уровня развития речи у детей раннего возраста 41

3.2. Формирование речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности 48

3.3. Анализ результатов по формированию речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности 62

Список литературы 64

Приложение 69

Выдержка:

Введение:

В раннем возрасте овладение речью как средством общения представляет собой центральную линию развития ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).

Изучение детей с трудностями в речевом развитии в отечественной коррекционной психологии представлено огромным количеством исследований, раскрывающих причины и механизмы возникновения различных речевых расстройств у детей, характер их проявлений в различные возрастные периоды, а также методику коррекционной работы с ними.

Вместе с тем в большинстве случаев авторы обращаются к проблемам развития речи детей дошкольного и школьного возраста, оставляя без особого внимания период раннего детства, когда происходит процесс наиболее интенсивного развития речи, обеспечивающий общее психическое развитие и служащий основой для усвоения формирующихся видов деятельности.

В современной логопедии речевые отклонения раннего возраста традиционно обозначаются как «задержка речевого развития» (ЗРР). Основными признаками данных речевых нарушений являются ограниченный объем экспрессивного словаря ребенка и позднее появление фразы, которые и определяют в настоящее время основные направления дифференциальной диагностики и коррекционного воздействия (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, О.Е. Громова).

Проблема развития речевого общения детей раннего возраста с ЗРР не имеет многопланового освещения в психолого-педагогических исследованиях и лишь частично затрагивается авторами при обсуждении актуальных проблем изучения и обучения данной категории детей. Специальная психология имеет лишь незначительное количество конкретных психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам выявления особенностей развития и формирования коммуникативной деятельности детей раннего возраста с ЗРР.

Таким образом, для логопедии остается актуальным вопрос о развитии речевого общения детей в период раннего детства. Особенно это важно для определения путей формирования речевого общения детей с задержкой развития речи. Одним из средств формирования речевого общения и преодоления задержки речи является игровая деятельность. В игровой деятельности создаются условия для развития потребности в общении, умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, организовывать совместные игры.

Тем не менее вопрос о развитии речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности в психолого-педагогической литературе разработан недостаточно, что и обусловило выбор темы исследования: «Формирование речевого общения у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в игровой деятельности».

Объект исследования: процесс формирования речевого общения у детей раннего возраста.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство процесс формирования речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР.

Цель исследования: разработать содержание коррекционной работы по формированию речевого общения у детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речевого общения в раннем возрасте;

2. определить влияние игровой деятельности на развитие речевого общения у детей раннего возраста;

3. разработать коррекционно-развивающую программу по развитию речевого общения детей раннего возраста с ЗРР в игровой деятельности.

В работе использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ документации, анкетирование, наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №59 г. Челябинска, дошкольное образование, группа раннего возраста.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 3:

Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т.п. Целенаправленно развивать следует, прежде всего, подражание движениям и действиям. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить.

Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на начальном этапе логопедической работы именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка.

Последовательность развития общего подражания:

? отдельные простые движения: в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимем руки вверх, топаем ножками, побежали-побежали и т.п.;

? несколько движений: в игре «Птички» дети одновременно машут «крылышками» и бегают;

? действия с предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из друга движений:, в игре с куклой учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх. Особое внимание необходимо уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.).

В основу перечисленных ниже игр положена следующая классификация игр для развития общего подражания:

1. Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворения поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями.

2. Подвижные игры. Обычно проводятся в группе, сопровождаются четкими инструкциями. Сюда же можно отнести игры на детской площадке – обучение детей умению качаться на разных видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по лестнице, висеть на перекладине и пр.).

3. Игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия – игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др.

Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, могут проводиться как индивидуально, так и в небольших группах (3-5 детей). Лучше знакомить ребенка с новой игрой в ходе индивидуального занятия, а закреплять и расширять умения на занятиях в группе. Играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.

1.3. Развитие делового общения со взрослым

Деловое общение ребенка со взрослым – это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре), либо ее определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда другой играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог побывать в разных ролях – партнера, помощника, ведущего.

Варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с ребенком, также могут быть разными. Выбирать подходящий вариант следует в зависимости от уровня речевого развития ребенка, от конкретной ситуации общения.

Полезно обсуждать с родителями то, что происходит на занятии. Часто близкие, которые как никто другой знают своего ребенка, могут подсказать, что же он имел в виду, выступить в качестве «переводчиков» желаний и намерений ребенка. Эта информация используется на последующих занятиях.

На начальном этапе логопедической работы следует побуждать ребенка использовать в ходе делового общения не только слова и фразы, но и звуки, жесты, движения и действия, то есть любые доступные ему средства общения.

Наводящие вопросы полезно использовать в ходе проведения сюжетного рисования (лепки, аппликации). Сюжетное рисование (лепка, аппликация) – это не просто занятие продуктивным видом деятельности, это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует (лепит, выполняет аппликацию) простые сюжеты из жизни ребенка, мира людей и природы, из сказок, комментируя каждый этап рисования.

Навыки использования активной речи в ходе общения, которые постепенно появляются и накапливаются у ребенка, необходимо использовать во всех возможных ситуациях. Это могут быть знакомые ситуации – в этом случае взрослый (педагог или родители) догадывается, чего хочет ребенок, но не показывает вида, что понял его желание, а напротив, побуждает выразить свое желание словами или фразами. Постепенно использование речевых навыков становится возможным в новых, незнакомых, ситуациях, с новыми людьми – в этом случае близкий взрослый (родители или педагог) выступает в качестве помощника, побуждая ребенка использовать свои речевые возможности в новой ситуации.

Виды помощи используются гибко, в зависимости от конкретной ситуации. При этом варианты и степень помощи со временем меняются – каждый вариант можно упрощать или усложнять, учитывая речевые возможности ребенка. Вначале взрослый оказывает прямую помощь – озвучивает желание ребенка, предлагает выбор из возможных вариантов. По мере развития у ребенка навыков общения помощь становится не такой явной, опосредованной, – взрослый задает ребенку наводящие вопросы, побуждает его использовать имеющийся у него арсенал способов общения: жесты, слова, действия («Покажи!», «Скажи!»).

После того, как ребенок хорошо освоит различные варианты действий в играх с кубиками, машинками, куклами, он начинает проявлять больше инициативы – предлагает свои варианты игры. Таким образом, игра выходит на новый уровень: используя освоенные игровые навыки, ребенок и взрослый действуют на равных, не как ведущий и ведомый, а как партнеры. Чем лучше умеет общаться ребенок, тем чаще он проявляет инициативу, переходит из пассивной позиции в активную.

2.1. Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям. Специальное обучение ребенка в данном направлении поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно), что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать следующую последовательность:

? звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

? звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

? звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;

? транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

? звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

? звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Игры, развивающие физический слух, можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу-не слышу) к восприятию (что слышу).

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

Похожие работы на данную тему