Вопросы для государственного экзамена. Направленность (профиль) «Психология и педагогика начального образования»

Название работы: Вопросы для государственного экзамена. Направленность (профиль) «Психология и педагогика начального образования»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Педагогика

Страниц:

123 стр.

Год сдачи:

2021 г.

Содержание:

1. Педагогические идеи о первоначальном обучении детей в зарубежной педагогике XII-XIX века.

2. Психологическая готовность к обучению в школе.

3. Выдающиеся деятели начального образования в России конца XIX – начала XX века.

4. Учебная деятельность младших школьников: структура.

5. Авторские школы начала XX века как инновационная практика образования.

6. Основные новообразования в младшем школьном возрасте.

7. Структура основой образовательной программы начального общего образования.

8. Психологические особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками.

9. Методы обучения младших школьников.

10. Особенности социального опыта младшего школьника.

11. Типы и структура уроков в начальной школе.

12. Проблемы общения детей младшего школьного возраста со сверстниками.

13. Принципы обучения.

14. Социальная ситуация развития младшего школьника.

15. Универсальные учебные действия как результат образования в начальной школе.

16. Особенности педагогического общения с учащимися младшего школьного возраста.

17. Технология организации и проведения дидактической игры.

18. Психологические аспекты адаптации первоклассников.

19. Задачи уроков литературного чтения в начальной школе. Принципы построения учебных книг по литературному чтению.

20. Особенности восприятия младшего школьника.

21. Современная система обучения чтению в начальной школе.

22. Значение особенностей темперамента в младшем школьном возрасте.

23. Изучение языковых понятий на уроках русского языка в начальной школе. Виды понятий. Этапы их формирования.

24. Методы стимулирования учебной деятельности младшего школьника.

25. Понятие «педагогическая технология». Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе.

26. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

27. Педагогические технологии в начальной школе: структура, свойства, признаки, классификации

28. Роль восприятия в развитии интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста.

29. Формирование навыка чтения как средство читательской деятельности учащихся.

30. Причины трудностей в обучении младших школьников.

31. Методика подготовки и проведения изложения в начальной школе.

32. Причины затруднений младшего школьника при усвоении научных понятий.

33. Особенности образовательной области «Искусство» в начальной школе.

34. Характеристика и содержание музыкальных видов деятельности младших школьников.

35. «Школьная неуспеваемость»: причины, проявления, особенности коррекции.

36. Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения.

37. Особенности формирования теоретических понятий в младшем школьном возрасте.

38. Анализ альтернативных программ по математике для начальной школы. Концепция построения начального курса математики.

39. Особенности воображения младшего школьника.

40. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения.

41. Особенности развития волевой сферы в младшем школьном возрасте.

42. Концепция развития начального математического образования в России.

43. Конфликтные ситуации учителя с учащимися и способы их предупреждения.

44. Методика изучения геометрического материала в начальной школе.

45. Психологические особенности взаимоотношений младших школьников со взрослыми.

46. Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по окружающему миру для начальных классов.

47. Общая характеристика младшего школьного возраста.

48. Цель и содержание современного воспитания в начальной школе.

49. Влияние темперамента на учебную работоспособность младшего школьника.

50. Основные направления организации воспитательной деятельности с младшими школьниками.

51. Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

52. Внеурочная деятельность в начальной школе. Основные виды программ организации внеурочной деятельности и формы их реализации.

53. Становление внутренней позиции школьника.

54. Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников.

55. Развитие познавательной мотивации у младших школьников.

56. Теория и методика духовно-нравственного воспитания младших школьников.

57. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.

58. Основные показатели готовности младшего школьника к обучению в средней школе.

59. Выдающиеся педагоги и психологи начала XXI века о проблемах начального образования школьников.

60. Основные цели и задачи национального проекта «Образование» (2018 – 2024 гг.).10

61. Общая характеристика Федерального проекта «Учитель будущего».

62. Мотивы учебной деятельности младших школьников.

63. Особенности формирования коллектива младших школьников.

64. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя.

65. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

66. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

67. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

68. Формирование метапредметных знаний обучающихся начальной школы.

69. Соблюдение санитарно-гигиенических условий в процессе обучения младших школьников.

70. Особенности обучения пунктуации в начальной школе.

71. Задачи и направление словарной работы в начальной школе.

72. Трудности изучения морфологии в начальных классах и пути их преодоления.

73. Педагогические идеи о коллективе А.С. Макаренко.

74. Дидактические основы обучения в работах К.Д. Ушинского.

75. Педагогические теория и практика образования в России XIX века.

76. Методика обучения орфографии на уроках русского языка в начальной школе.

77. Формирование смыслового чтения как универсального учебного действия.

78. Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе.

79. Использование интерактивных технологий в начальной школе.

80. Роль учителя в исследовательской деятельности обучающихся.

81. Эмпирические методы в научно-исследовательской деятельности педагога.

82. Особенности научно-исследовательской деятельности образовательной организации.

83. Проблема повышения эффективности научно-исследовательской работы в образовательной организации.

84. Методологическая культура исследования.

85. Критерии научной работы.

86. Разработайте структуру урока проблемного обучения.

87. Разработайте структуру плана воспитательной работы учителя начальных классов.

88. Разработайте фрагмент урока: опрос учащихся по изученной теме.

89. Представьте вариант структуры комбинированного урока.

90. Составьте тематику бесед для младших школьников по вопросам эстетики и искусства.

91. Составьте план работы с родителями младших школьников на учебный год.

92. Составьте диагностический инструментарий для определения уровня воспитанности младших школьников.

93. Разработайте фрагмент урока по теме: «Конструирование из бумаги». Обоснуйте использование дидактических принципов.

94. Сконструируйте фрагмент урока: «Лепка из пластилина».

95. Разработайте фрагмент урока с использованием игровых технологий.

96. Предложите несколько психолого-педагогических приемов, повышающих концентрацию внимания младших школьников во время урока.

97. Разработайте и представьте этапы изучения эпического произведения в начальной школе.

98. Предложите и дайте характеристику основных этапов решения задач на движение на уроках математики.

99. Предложите тему и план этической беседы с младшими школьниками.

100. Представьте и охарактеризуйте этапы изучения лирического произведения в начальной школе.

101. Разработайте рекомендации по развитию памяти младших школьников с учетом особенностей ее функционирования в этом возрасте.

102. Предложите этапы изучения басни на уроке литературного чтения в начальной школе.

103. Выберите тип неблагополучной семьи. Разработайте рекомендации для родителей по взаимодействию с младшими школьниками, растущими в этой семье.

104. Подберите игры и упражнения для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения чтения, с целью развитию у них зрительного восприятия и зрительной памяти.

105. Предложите несколько упражнений, направленных на развитие умений младших школьников классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать предметы между собой.

106. Проанализируйте известные образовательные технологии, направленные на развитие познавательных способностей младших школьников.

107. Предложите и охарактеризуйте этапы анализа стихотворения на уроке литературного чтения в начальной школе.

108. Разработайте фрагмент урока закрепления новых знаний.

109. Составьте план наблюдения за деятельностью ребенка на уроке с целью определения характерных черт темперамента.

110. Разработайте рекомендации для родителей по взаимодействию с младшими школьниками, растущими в неблагополучной семье (тип неблагополучной семьи выбирается самостоятельно).

111. Разработайте программу мини-тренинга по развитию творческого воображения у младших школьников.

112. Разработайте программу мини-тренинга по развитию творческого мышления у младших школьников.

113. Предложите игры и игровые ситуации по развитию математического творчества у младших школьников.

114. Разработайте рекомендации по развитию художественно-творческих способностей в семейном воспитании.

115. Разработайте структуру творческого урока (по выбору: математика, литературное чтение, технология и др.)

116. Предложите комплекс мероприятий с целью профилактики речевых нарушений младших школьников.

117. Предложите темы для совершенствования культуры речи детей младшего школьного возраста (по выбору: литературное чтение, русский язык).

118. Предложите идеи формирования положительной мотивации учения.

119. Предложите методы создания благоприятного климата в классе.

120. Спланируйте работу по подготовке к выразительному чтению художественного произведения.

121. Представьте алгоритм анализа инновационного опыта педагога

Выдержка:

Вопросы для государственного экзамена

1. Педагогические идеи о первоначальном обучении детей в зарубежной педагогике XII-XIX века.

Развитое Средневековье (XI–XIII вв.). Содержание образования вместе с богословием составляли тривиум и квадривиум. Организация обучения – индивидуально-групповая, весь процесс обучения основывался на механическом запоминании. Рыцарское воспитание включало: езду верхом, фехтование, владение копьем, плавание, игру в шашки, охоту, сочинение и пение стихов. Позднее Средневековья (XIII–XV вв.). Появляется схоластика. Ее яркие представители – П. Абеляр, Ф. Аквинский – указывали на необходимость развития логического мышления, умения давать определения и разрабатывать классификации. Схоластика способствовала развитию внимания, интеллекта, методичности. Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.). Процесс образования все больше отходит от религии и церкви. Развитие педагогических идей и концепций связаны с именами В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, М. Монтеня. Основной постулат обучения – гуманное отношение к детям. К началу XVII века утверждаются всеобщность обучения, разносторонность воспитания, наглядность в обучении.

В 1623 г. Фрэнсис Бэкон в своем труде «О достоинстве и увеличении наук» выделяет педагогику в отдельную науку.

Статус педагогики как науки был окончательно обозначен работами Я.А. Коменского. Чешский общественный деятель, педагог-гуманист во всем мире признан основоположником науки педагогики. Его «Великая Дидактика» рассматривает вопросы теории и организации процесса обучения. Коменский обозначил педагогику термином «дидактика», включающем процессы обучения и воспитания. Педагогу принадлежит разработка классно-урочной системы обучения. Единая педагогическая система включала: материнскую школу (воспитание в семье до 6 лет), школу родного языка (от 6 до 12 лет), гимназии и латинские школы (от 12 до 18 лет). Характерными представителями зарубежной педагогики XVIII века являются Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция), И.Г. .............

Похожие работы на данную тему