Реферат по теме: Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Название работы: Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Литература

Страниц:

16 стр.

Год сдачи:

2025 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Философско-нравственные конфликты в повести «Сотников» 5

2. Повесть «Обелиск» как размышление о долге, памяти и цене подвига 8

3. Символика и притчевый стиль в повести «Знак беды» 11

Заключение 14

Список использованной литературы 16

Выдержка:

Введение

Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в литературе XX века. Она стала не только предметом художественного осмысления, но и глубокой нравственной, философской и исторической рефлексии. Среди писателей, посвятивших своё творчество теме войны, особое место занимает Василь Владимирович Быков — белорусский прозаик, произведения которого стали значительным вкладом в сокровищницу мировой военной прозы. Его повести отличает особая художественная форма — философско-притчевое повествование, позволяющее автору выйти за рамки конкретных событий и подняться до уровня универсальных моральных обобщений.

………………………………….

1. Философско-нравственные конфликты в повести «Сотников»

Повесть Василя Быкова «Сотников» представляет собой одно из наиболее глубоких произведений в отечественной литературе о Великой Отечественной войне, где на первый план вынесены философские и моральные проблемы, связанные с человеческим выбором в экстремальных условиях. Центральным конфликтом в произведении является столкновение двух противоположных нравственных позиций, воплощенных в судьбах главных героев — Сотникова и Рыбака. Оба оказываются в одинаковых трагических обстоятельствах, однако их поведение и поступки принципиально расходятся, что позволяет автору через конкретный эпизод войны поднять вопросы вечных категорий добра и зла, мужества и трусости, верности и предательства.

Главный герой, Сотников, тяжело болен, страдает от изнуряющего кашля, но не теряет внутреннего достоинства и нравственной силы. Он с самого начала осознает ответственность своих поступков перед товарищами и перед собой. Например, эпизод, когда Сотников, будучи тяжело раненым, не позволяет себе жаловаться и терпит невыносимую боль, символизирует его внутреннюю стойкость и мужество. Когда они с Рыбаком оказываются схваченными немцами и попадают на допрос в гестапо, Сотников твёрдо решает держаться до конца и ни при каких условиях не идти на сотрудничество с врагом. В его размышлениях перед казнью ясно звучит осознание нравственной правоты:

«Жизнь не вечна, а честь — это то, с чем придётся жить или умирать» [4, C. 39].

Его выбор становится подлинным воплощением идеи христианской жертвенности и духовного подвига. Таким образом, автор через образ Сотникова утверждает высшую нравственную позицию — верность долгу, истине и внутреннему закону совести.

В противовес ему автор помещает образ Рыбака, который представлен как более практичный, физически крепкий и опытный солдат. Но, несмотря на внешнюю силу, в критической ситуации Рыбак выбирает путь наименьшего сопротивления, оправдывая своё решение необходимостью выжить любой ценой. Например, сцена допроса в гестапо отчётливо иллюстрирует его моральную слабость: Рыбак соглашается сотрудничать с немцами, пытаясь убедить себя, что позже сможет сбежать и исправить положение. Однако постепенно он становится соучастником преступления, вынужденным участвовать в казни своих бывших товарищей, включая и самого Сотникова. Эпизод казни наиболее ярко подчёркивает трагизм и моральный крах героя: Рыбак оказывается буквально в роли палача, подставляющего ящик под ноги Сотникова, осознавая свою духовную гибель и невозможность оправдания.

«Он почувствовал себя таким ничтожным, таким опустошённым, каким никогда не был» [4, C. 85], — пишет Быков, передавая мучительное осознание Рыбаком своего предательства и морального падения.

………………………………….

Список использованной литературы

1. Баранов, П. А. Художественный мир Василя Быкова / П. А. Баранов. — М.: Флинта: Наука, 2013. — 280 с.

2. Быков, В. В. Знак беды: повесть / В. В. Быков. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 192 с.

3. Быков, В. В. Обелиск: повесть / В. В. Быков. — М.: Советский писатель, 1983. — 144 с.

4. Быков, В. В. Сотников: повесть / В. В. Быков. — М.: Художественная литература, 1981. — 176 с.

5. Кожинов, В. В. О нравственных категориях в военной прозе // Вопросы литературы. — 1987. — № 5. — С. 102–115.

6. Курганов, В. А. Василь Быков: нравственный выбор и художественное решение / В. А. Курганов. — Минск: Белорусский дом печати, 2004. — 304 с.

7. Мартынова, А. Н. Проблема нравственного выбора в повестях В. Быкова / А. Н. Мартынова // Филологические науки. — 2010. — № 2. — С. 54–59.

8. Четвериков, С. А. Философия подвига в прозе В. Быкова / С. А. Четвериков. — СПб.: Наука, 2007. — 216 с.

Похожие работы на данную тему