Введение
Государственный контроль является важным инструментом обеспечения законности, стабильности и эффективного управления в государстве. Он охватывает широкий спектр сфер общественной жизни, включая экономические процессы, финансовую дисциплину, защиту прав граждан, трудовые отношения, здравоохранение и образование. В условиях рыночной экономики и социального государства контрольные механизмы позволяют сбалансировать интересы общества, бизнеса и государства, предотвращая правонарушения, коррупцию и неэффективное использование ресурсов.
…………………………………………….
1. Теоретические основы экономического и социального контроля государства
Государственный контроль представляет собой важнейший механизм обеспечения законности, правопорядка и стабильности в обществе. В условиях рыночной экономики и социального государства он играет ключевую роль в регулировании общественных отношений, предотвращении экономических преступлений, защите прав граждан и обеспечении эффективного использования государственных ресурсов. Государственный контроль, согласно правовой доктрине, представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства, а также на обеспечение соблюдения установленных норм и стандартов в различных сферах общественной жизни.
Государственный контроль можно рассматривать с точки зрения его сущности и функциональной направленности. Его главной задачей является обеспечение соответствия деятельности субъектов экономики, государственных и муниципальных органов, а также граждан правовым нормам и государственным интересам. Контрольные функции государства выполняют различные органы, имеющие специальные полномочия в рамках установленной законодательством компетенции.
Современные российские исследователи определяют государственный контроль как один из ключевых элементов системы управления, обеспечивающий стабильность и устойчивость общественных институтов. Например, В.М. Сорокин указывает, что контроль выступает механизмом обратной связи, позволяющим государству своевременно корректировать свою политику в зависимости от складывающихся социально-экономических условий [9, C. 17]. По мнению А.И. Кочеткова, без эффективного государственного контроля невозможно осуществление политики устойчивого развития, так как контрольные механизмы позволяют государству оперативно выявлять и устранять нарушения законодательства [8, C. 135].
…………………………………………….
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с изм. от 21.01.2025)
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 14.10.2024) "О защите конкуренции"
6. Зайцев, П.Н. Роль государственного контроля в регулировании экономики: теория и практика // Финансовый контроль. – 2022. – № 4. – С. 8–17.
7. Измозик, В. С. Глаза и уши режима: Государственный политический контроль за населением советской России. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1995. - 215 с.
8. Кочетков, А.И. Государственный контроль в России: эволюция и современные вызовы. – М.: Проспект, 2021. – 240 с.
9. Сорокин, В.М. Государственный контроль в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы // Государственное управление. – 2020. – № 2. – С. 15–22.