Введение
Пандемия коронавируса стала серьезным толчком для ускоренного перевода отечественной медицины на цифровые рельсы. Однако из-за слабого государственного регулирования персональные данные пациентов, обратившихся за медицинскими услугами посредством электронных систем, зачастую оказываются в руках мошенников. По статистике, количество кибератак в этой сфере в мире выросло почти вдвое за последние два года.
…………………………………………
1. Этика и безопасность данных в медицинской информатике
Утечки данных представляют собой серьёзную угрозу для конфиденциальности пациентов. Кибератаки на медицинские учреждения могут привести к потере электронных медицинских записей, содержащих личную информацию людей. Вот несколько примеров таких атак:
Фишинг— злоумышленники отправляют поддельные электронные письма сотрудникам медицинских учреждений, стремясь получить доступ к их учетным записям и системам. Вредоносное программное обеспечение — распространенная практика, когда вредоносные программы шифруют данные и требуют выкуп (вымогательство).
Сбор и анализ медицинских данных могут осуществляться не только для улучшения лечения, но и в коммерческих целях. Неправомерное использование данных включает:
Маркетинг— компании могут использовать данные о здоровье для таргетированной рекламы, что может нарушать права пациентов на конфиденциальность. Страхование — страховые компании могут использовать информацию о заболеваниях для повышения страховых взносов или отказа в страховании, что создает риск дискриминации [3].
Цифровая медицина предлагает множество инновационных решений, таких как ИИ для диагностики. Однако использование этих технологий требует больших объемов данных. Важно учитывать:
Этичное использование данных— необходимо четко определить, как данные будут использоваться, и какие меры будут приняты для защиты прав пациентов. Согласие пациентов — пациенты должны быть вовлечены в процесс принятия решений относительно использования их данных.
В случае утечек данных возникает вопрос о том, кто несет ответственность. Это может быть:
Медицинское учреждение— если утечка произошла из-за недостатков в системе безопасности. Поставщики технологий — если программное обеспечение или системы были уязвимы.
Необходимы четкие правила для определения ответственности и механизмов возмещения ущерба.
Медицинские учреждения должны быть открытыми в отношении того, как они используют данные пациентов:
Политики конфиденциальности— доступные и понятные документы, объясняющие цели сбора данных и способы их использования. Информирование пациентов — регулярное информирование о том, как их данные используются и какие меры принимаются для их защиты.
Информированное согласие должно стать стандартом:
…………………………………………
Список литературы
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
2. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для вузов / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023.
3. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023.
4. Голицына, О. Л. Информационные системы и технологии: учебное пособие / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023.
5. Основы информационных технологий: учебное пособие / С. В. Назаров, С. Н. Белоусова, И. А. Бессонова [и др.]. — 3-е изд. —Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020.
6. Цветкова, А. В. Информатика и информационные технологии: учебное пособие для СПО / А. В. Цветкова. — Саратов: Научная книга, 2019.