Формирование эстетических ценностей младших школьников при знакомстве с лирическими произведениями

Название работы: Формирование эстетических ценностей младших школьников при знакомстве с лирическими произведениями

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

91 стр.

Год сдачи:

2013 г.

Содержание:

Введение 3

1 глава. Эстетическое как категория философии и педагогики 7

1.1. Сущность эстетического воспитания личности 7

1.2. Формирование эстетических ценностей как составляющая эстетического воспитания младших школьников 20

1.3. Специфика формирования эстетических ценностей при работе с лирическими произведениями 29

2 глава. Опыт формирования эстетических ценностей младших 55

школьников при работе с лирическими произведениями 55

2.1.Анализ состояния эстетической воспитанности младших школьников 55

2.2. Содержание педагогического эксперимента 66

2.3. Анализ результатов опытной работы 76

Заключение 84

Список используемых источников 87

Приложение 92

Выдержка:

Введение

Актуальность. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [36, 14].

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [53, 288].

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Общеобразовательными программами предусмотрено осуществление в той или иной мере эстетического воспитания на каждом предмете. Бесспорно, и то, что среди искусств, изучаемых в школе, большими возможностями в формировании нравственно-эстетического сознания учащихся обладает ли-тература, в том числе и лирика. Говоря о лирике, стоит заметить, что это, прежде всего, и есть творчество поэтов, т.е. поэзия.

Многие педагоги, как европейские (Ж. Ж. Руссо, Д. Локк, Я. А. Комен-ский, И. Г. Песталоцци и другие), так и отечественные (Ю.М. Лотман, К.Д Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская и другие) отмечали роль литературы в образовательном процессе. По их мнению, из множества областей человеческой деятельности, участие в которых способствует формированию эстетических чувств младшего школьника, важная роль принадлежит литературе, как «первому среди равных» искусств [45, 7].

1 глава. Эстетическое как категория философии и педагогики

1.1. Сущность эстетического воспитания личности

Как отмечает С.М. Ковалев [22], понятие воспитания является одним из главных, или ведущих в педагогической науке. Поэтому смысловой абрис его употребления отличается и широтой, и узостью – в зависимости от тематического запроса.в широком смысле воспитание – общественное явление, воздействие общества на личность. Здесь можно говорить о ситуации отождествления воспитания с социализацией. В узком же значении воспитание – это определенным образом организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Именно в этом случае деятельность педагогов и является воспитательной работой.

В трактовке понятия воспитания обнаружены некоторые препятствия, состоящие в высокой степени сложности воспитательного процесса и в невоз-можности обозначить данный процесс как отличающийся от процесса социализации, обучения и общепсихологического становления личности (личностного роста). Кроме того, есть необходимость заявить и о неопределенности, невозможности четко спрогнозировать результат воспитательных мер – по причине сложности его структуры и неустойчивости в отношении организации.

Одной из главных категорий педагогической теории воспитания стано-вится воспитанность. Это результат воспитательного процесса, характеризующийся общей устойчивостью всей системы мира личностных ценностей, определяющей сферу совокупности социальных взаимоотношений этой личности. Следовательно, воспитательный процесс может быть трактован как последовательная смена состояний воспитания, в ходе которой происходит изменение личности воспитанника. Причем из-менение в большинстве случаев отличается позитивностью; если таковой не наблюдается, а модификацию личность, тем не менее, переживает, то есть смысл говорить о ситуации непредвиденных результатов, о ситуации возможности дать прогноз заранее.

Заключение

Коренные изменения в современном российском обществе, появление новых социальных задач, связанных с интегрированием людей в демократическое общество, максимально актуализирует значение человеческого фактора. Современная общественность предъявляет серьёзные требования к человеку, его личности, взаимоотношениям с окружающей действительностью. В этой связи особое значение приобретает формирование эстетического отношения к действительности, стимулирующее эмоционально-образную, познавательную и творческую активность челове-ка.

Эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на воспитуемого с целью формирования у него способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; формирования эстетических вкусов и идеалов личности; развития способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасно-го.

Основными средствами эстетического воспитания являются: реальная практическая деятельность учащихся и искусство, которое является источни-ком возникновения эстетических идеалов. Между ними существует определённая взаимосвязь. Хотя искусство вырабатывает образное представление об идеале прекрасного, реальное воплощение этого идеала выступает как процесс формирования всесторонне развитой личности посредством труда, быта, а также техническими и другими средствами преобразования действительности.

Похожие работы на данную тему