ВВЕДЕНИЕ
Проблема ЗПР в настоящее время является особенно актуальной, так как тесно связана с проблемой школьной неуспеваемости. Для снижения показателей школьной неуспеваемости большую роль играет грамотно организованная учебно-воспитательная и коррекционная работа с детьми данной категории в дошкольный период.
Самооценка и самоотношение играют важную роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, особенно актуальность становиться данная проблема для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Самооценка крайне важна для каждого человека. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Неудивительно, что люди с заниженной самооценкой, даже обладая выдающимися качествами, вызывают к себе лишь неприязнь и неуважение. А вот абсолютно заурядные, но чрезмерно любящие себя люди зачастую добиваются высот исключительно потому, что внушают другим уважение и благоговение.
Самооценка у ребенка- дошкольника формируется на протяжении всего периода взросления – и очень важно знать, как именно это происходит, чтобы иметь возможность воздействовать на самооценку дошкольника и, при необходимости, корректировать ее.
Самоотношение неразрывно связано с самооценкой. При неадекватной самооценки и у ребенка складывается негативный образ себя, что способствует формированию разнообразных комплексов, тревожности, неуверенности, страхам, что, несомненно, отражается на межличностных отношениях успешности в обучении дошкольника.
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА И САМООТНОШЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическая характеристика детей с ЗПР дошкольного возраста
В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.
Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой [22].
Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития (именно так они трактовались в МКБ-8 и МКБ-9) либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).
Распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.
Существует несколько причин возникновения ЗПР у детей:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка — личностный параметр умственной деятельности, выполняющий регулятивную функцию. Успешная деятельность зависит не только от хорошо усвоенных и понятых знаний, но во многом и от уровня самооценки ребенка. Ведь всем известно присутствие тесной прямой связи между умственным развитием и развитием личности ребенка.
В результате проведенного теоретического анализа научной литературы, мы смогли отметить, что самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности Самооценка является интегральной характеристикой чувства психологического благополучия и тесно связана с уровнем социальной адаптации. Механизмы формирования самооценки определяются многими факторами, в том числе уровнем интеллекта на разных этапах развития
Оптимизировав опыт психологов и педагогов по изучаемому вопросу, мы выяснили, что самооценка оказывает непосредственное влияние на развитие детей младшего школьного возраста. Все авторы едины во мнении негативного влияния заниженной и сильно завышенной самооценки на успешность обучения и интеллектуальное развитие, и успешность деятельности человека, в том числе и профессиональной.
Под самоотношением понимается стержневое образование личности, которое строится на отношении других к индивиду и его отношении к этим другим.