Бюджетирование в системе управленческого учета: сущность, значение, порядок разработки

Название работы: Бюджетирование в системе управленческого учета: сущность, значение, порядок разработки

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы бюджетирования 6

1.1 Понятие бюджетирования 6

1.2 Цели и задачи бюджетирования 12

1.3 Составные части бюджетирования 20

Глава 2 ЗАО «Содексо АО» - экономический субъект

исследования 43

2.1 Организационно-экономическая характеристика

ЗАО «Содексо АО» 43

2.2 Анализ основных финансовых показателей 47

Глава 3 Разработка бюджетов для ЗАО «Содексо АО»

57

3.1 Бюджет доходов и расходов 57

3.2 Бюджет движения денежных средств 65

3.3 Расчетный баланс 71

Заключение 77

Список использованной литературы 81

Приложения 84

Выдержка:

Введение:

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Одним из методов финансового планирования выступает бюджетирование.

Бюджетирование – современная технология финансового ме¬неджмента, позволяющая не только получить обоснованный фи¬нансовый план, но и организовать управление деятельностью предприятия на основе этого плана, усилить контроль за издерж¬ками и денежными потоками, достичь лучших финансовых ре¬зультатов.

Объяснять насущную необходимость бюджетирования в нынешней России вроде уже и не нужно. На словах все согласны, что это необ¬ходимо делать. Вопрос в том, как? Вот здесь не всегда все ясно. Поэтому на практике возникают самые затейливые схемы бюджети¬рования. Само по себе это уже неплохо, ибо даже самое экзотичес¬кое бюджетирование (подобное тому, как на комбинате «Норильский никель» умудрились скрестить «финансового ужа» и «финансового ежа», соединить в одной форме бюджет дохо¬дов и расходов с бюджетом движения денежных средств) лучше его отсутствия.

Глава 3:

Планирование бюджета движения денежных средств осуществляется следующим образом.

Остаток денежных средств (вступительное сальдо) на начало пери¬ода отражает для компании денежные средства на их расчетных счетах на начало соответству¬ющего периода. При определении вступительного сальдо в первый раз (в на¬чальный период бюджетирования, по новому проекту) базой для норматива может быть взят средний за прошлые периоды остаток денежных средств компании в целом, распределенный между бизнесами по выбранному критерию (пропорционально нормо-часам прямых затрат, объему товарной продукции, численности персона¬ла, фонду основной заработной платы и т.п.). Этот неснижаемый остаток денежных средств является ориентиром при определении размеров внешнего финансирования и других источников баланси¬рования поступлений денежных средств и их использования в дан¬ный бюджетный период.

Раздел «Поступило денежных средств — всего» показывает, сколь¬ко денежных средств должно поступить на расчетный счет и в кассу в предстоящие периоды от реализации продукции и услуг (без НДС, т.е. примерно в соответствии с объемом чистой нетто-выручки от реали¬зации в бюджете доходов и расходов). При таком подходе не возника¬ет проблема учета для финансового планирования «невозмещаемо¬го» НДС по статье «Оплата счетов за сырье и материалы» в разделе бюджета «Направлено денежных средств».

При этом отдельно показывают поступления за продукцию в виде предоплаты (продажи) за наличный расчет (когда период оплаты или поступления денежных средств совпадает с периодом отгрузки про¬дукции, например, отгрузка и поступление денежных средств осуще¬ствляются в одну и ту же декаду) и поступления за отгруженную ра¬нее продукцию (когда период оплаты или поступления денежных средств не совпадает с периодом отгрузки продукции).

Размер дебиторской задолженности можно считать еще одним важ¬ным показателем, устанавливаемым и контролируемым в БДДС. При этом нужно иметь в виду следующее. С одной стороны, отсрочка опла¬ты потребителями отгруженной им предприятием готовой продукции означает кредитование первых последним, а с другой — ни один быст¬рорастущий или крупный по масштабам бизнес не может обходиться без отгрузки значительной части своей продукции в кредит. Однако рост таких поставок оборачивается дополнительной финансовой нагрузкой на предприятие. Поэтому руководству компании предстоит решить, какой размер задолженности может быть приемлем для него в тот или иной период.

В разделе «Поступило денежных средств — всего» отражаются также средства от (из):

 продажи основных средств и других активов компании (если это пре¬дусмотрено нормативными актами);

 поступления авансовых платежей (оплата продукции, работ или ус¬луг до начала их изготовления или выполнения);

 бюджетных дотаций (ассигнований), выплачиваемых в денежной фор¬ме или в виде ценных бумаг, используемых как средство уплаты на¬логов;

 внешних источников финансирования (займы, кредиты, инвестиции);

 эмитированных компанией зачетов по контрактам (договорам, за¬казам), реализуемых в рамках отдельных бизнесов.

 размещенных ранее в качестве резервов компании депозитов (про¬центы) и других высоколиквидных ценных бумаг (дивиденды, ку¬понный доход и пр.).

Заключение:

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в российской экономике неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития предприятий дополнять бюджетированием, которое, представляя собой специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.

Бюджетирование означает принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе систематической обработки данных. Его основная цель на современном промышленном предприятии состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством: целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; выявления рисков и снижения их уровня; повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых пла¬нов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимае¬мых управленческих решений.

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа: планирования и принятия управленческих решений в компании; оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании; укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

Прежде всего, бюджеты (финансовые планы) разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с це¬лью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой со¬стоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.

Полноценное внутрифирменное бюджетирование, т.е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части: технологию бюджетирования, организацию бюджетирования и автоматизацию финансовых расчетов.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

1) основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс);

2) операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материаль¬ных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);

3) вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (пер¬воначальных) затрат, кредитный план и др.);

4) дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Похожие работы на данную тему