Договор коммерческой концессии (франчайзинговый договор)

Название работы: Договор коммерческой концессии (франчайзинговый договор)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

(ФРАНЧАЙЗИНГА) 7

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА 14

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ

КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 27

3.1. Понятие и элементы договора коммерческой

концессии 27

3.2. Содержание договора коммерческой концессии 33

3.3. Ответственность по договору коммерческой

концессии и его прекращение 46

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 53

4.1. Преимущества и недостатки франчайзинга для

франшизиата 53

4.2. Преимущества и недостатки франчайзинга для

франшизиара 60

ГЛАВА 5. ОТЛИЧИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ ОТ

ДРУГИХ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Выдержка:

Введение:

Значение коммерческой концессии (франчайзинга, франшизы) со¬стоит в том, что данная договорная форма является оптимальным средст¬вом расширения бизнеса крупных фирм и иных коммерческих организа¬ций - правообладателей, обеспечивающих с помощью этого договора поддержание высоких стандартов соответствующей предприниматель¬ской деятельности. При этом использование коммерческой концессии (франчайзинга, франшизы) избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые юридические лица, нанимать дополнительные контингенты служащих. В то же время коммерческие организации - пользователи вливаются в единую интегрированную сис¬тему правообладателя и находятся в полной экономической зависимости от последнего, который имеет возможность контролировать их деятель¬ность. Такая схема взаимоотношений позволяет в довольно короткие сро¬ки создавать разветвленные сети бизнеса правообладателя.

В настоящее время франчайзинговая форма организации бизнеса на Западе имеет весьма широкое распространение. Например, по дан¬ным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в США по модели франшизы организовано более одной трети всей роз¬ничной торговли. В Австралии на условиях франшизы работают свыше 90% организаций быстрого обслуживания .

Для пользователя франчайзинг имеет то значение, что он значитель¬но снижает степень его предпринимательского риска, поскольку пользо¬ватель выступает на рынке «под вывеской» известной фирмы-правообладателя, а также пользуется услугами последней по обучению работников и организации бизнеса. Более того, в своей предприниматель¬ской деятельности пользователь использует не только фирменное наиме¬нование, коммерческую информацию правообладателя, но и его деловую репутацию и коммерческий опыт. Все это способствует сокращению про¬изводственных затрат и значительному повышению эффективности капи¬таловложений, а в конечном счете - стабильности положения пользовате¬ля на рынке соответствующих товаров и услуг. К примеру, в США после пяти лет деятельности на рынке выживает лишь 23 % частных предприятий, а после 10 лет их остается восемь из 100, в то время как среди фирм, работающих на условиях франчайзинга, через пять лет прекращают дея¬тельность только восемь предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100 .

Наконец, для третьих лиц (потребителей) организация работы про¬изводителей товаров, работ, услуг на условиях франчайзинга имеет то значение, что при этом обеспечивается соблюдение определенных стан¬дартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок быстро насыщается высококачественными товарами, работами, услугами.

С другой стороны, франчайзинговые соглашения несут в себе по¬тенциальную опасность нарушения прав потребителей. Как подчеркива¬ет Г.Е. Авилов, «сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фир¬менное наименование и товарные знаки... Если же потребитель покупа¬ет товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией» . Эта потенциальная опасность нарушения прав и законных интересов потре¬бителей делает необходимым детальное правовое регулирование дого¬вора коммерческой концессии. На обеспечение защиты прав потребите¬лей, в частности, ориентированы содержащиеся в гл. 54 ГК нормы о регистрации договора коммерческой концессии, об обязанности пользо¬вателя информировать потребителей и обеспечивать надлежащее каче¬ство товаров, работ и услуг, об ответственности правообладателя за на¬рушение пользователем требований, предъявляемых к качеству товаров, работ и услуг (ст. 1028, 1032, 1034 ГК).

Глава 5:

Если по франчайзинговому договору франшизиат перепро¬дает товары, произведенные франшизиаром, на лицо элементы дистрибьюторского договора и договора купли-продажи. Законодательство не определяет дистрибьюторский договор как отдельный вид договоров в связи с их схожестью с догово¬рами купли-продажи, поэтому наш анализ сосредоточится только на договорах купли-продажи. Как и по договору купли-продажи, по сбытовому франчайзинговому договору франшизиар обязу¬ется передать товар в собственность франшизиату, а франшизиат обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. К таким франчайзинговым правоотношениям будут применяться все требования, которые применяются к договорам купли-продажи: требования к качеству товара, сроки предъявления претензий в связи с недостатками проданного товара и т.п.

Тем не менее не по каждому франчайзинговому договору сбываются товары, произведенные франшизиаром. Зачастую товары, которые сбываются по франчайзинговому договору, производятся самостоятельно франшизиатом. Таким образом, можно говорить о том, что нормы, которые регулируют право¬отношения купли-продажи, могут применяться к правоотно¬шениям сторон франчайзингового договора только в случае сбытовой франшизы.

Фактически, то же самое можно сказать о схожести фран¬чайзинговых договоров и с договорами поставки (при наличии перепродажи товаров франшизиара) и с договорами аренды.

С договором комиссии схожими являются такие виды франчайзинговых договоров, как договор развития территории, гене¬ральный франчайзинговый договор и генеральный договор раз¬вития, по которым франшизиат, действуя от своего имени, но в интересах франшизиара, продает франшизы третьим лицам.

Таким образом, проведенное нами сравнение франчайзин¬говых договоров со схожими договорами позволяет сделать вывод, что договор коммерческой концессии имеет ряд сходств и различий с иными гражданско-правовыми договорами. Правоотношения франшизиара и франшизиата, которые не покрываются нормами, регулирующими схожие договора, подлежат регулированию общими нормами обязательственного права, а если общие нормы обязательствен¬ного права и аналогия закона не имеют результата, надлежит руководствоваться аналогией права.

Проведенный анализ основных, то есть наиболее часто встречающихся в любом франчайзинговом договоре, элементов позволяет присоединиться к точке зрения таджикского ученого В. Ойгензихта. Он считает, что определенные особые виды договоров формируются на основе существования установив¬шихся и распространенных элементов поименованных догово¬ров . Такие договора считаются им «конгломерированными» или «интегрированными» . Очевидно, такой же точки зрения придерживается О. Садиков, который рассматривает договор коммерческой концессии, являющийся новым видом договора для российского права, как самостоятельный вид договоров, не являющийся смешанным, но опосредующий комплексные обяза¬тельственные правоотношения . Проанализированные нами элементы франчайзинговых правоотношений являются усто¬явшимися, и именно этот факт является основанием для пре¬образования франчайзинговых договоров из смешанных в отдельный вид правоотношений, нашедших свое поименование в различных юрисдикциях. Комплексность правоотношений во франчайзинговом договоре дает возможность согласиться с российскими учеными , которые считают, что франчайзинговый договор представляет собой отдельный вид договоров, опосре¬дующих комплексные обязательственные правоотношения.

Заключение:

В Российской Федерации франчайзинговые правоотно¬шения регулируются ГК. Следует, однако, отметить, что в рос¬сийском законодательстве отсутствует как таковое понятие «франчайзинг». Оно заменено понятием «коммерческой кон¬цессии», которая определена как: «Комплекс исключительных прав, деловой репутации и ком¬мерческого опыта правообладателя... с указанием или без указа¬ния территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров.., осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг)» .

Тем не менее, в комментариях к ГК Российской Федерации указано, что «коммерческая концессия – эквивалент известного в западном законодательстве понятия «франчайзинг» (или «франшиза»)» .

Предметом договора коммерческой концессии является пре¬доставление одной стороной другой стороне комплекса исключи¬тельных прав в пользование. Субъектами договора коммерческой концессии являются правообладатель – лицо, являющееся соб¬ственником комплекса исключительных прав, и пользователь - лицо, получающее по договору право пользоваться этим ком¬плексом исключительных прав. Договор коммерческой концес¬сии является двусторонним, срочным или бессрочным и воз¬мездным.

Комментаторы ГК рассматривают договор коммерческой кон¬цессии как самостоятельный вид комплексных обязательственных отношений, не относящийся к смешанным договорам. Правила специальных законов об охране исключительных прав приме¬няются к этому виду договоров субсидиарно .

К договору коммерческой концессии предъявляются жесткие требования: он должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в регистрирующем органе правообладателя или пользователя (если правообладателем является иностранное лицо) и федеральном патентном ведомстве. Несоблюдение этих требо¬ваний влечет за собой недействительность договора. Неясной с точки зрения цели является необходимость регистрации договора коммерческой концессии в регистрирующем органе. Комментато¬ры ГК толкуют такую необходимость следующим образом: «Не¬обходимость регистрационной процедуры для договоров коммер¬ческой концессии в обоих случаях обусловлена особенностями регистрационной системы возникновения и защиты исключитель¬ных прав на фирменное наименование» .

Российский законодатель выводит из-под действия антимо¬нопольного законодательства договора коммерческой концессии, разрешая сторонам таких договоров включать оговорки о пре¬доставлении исключительных прав на территорию, о запрете конкурировать, об обязанности согласовывать место располо¬жения помещений, в которых используются исключительные права.

Похожие работы на данную тему