Лизинговые отношения как предмет гражданско-правового регулирования

Название работы: Лизинговые отношения как предмет гражданско-правового регулирования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие и виды лизинга 7

1.1. История развития лизинговых правоотношений 7

1.2. Понятие и функции лизинга 11

1.3. Экономическая сущность лизинговых правоотношений 17

1.4. Виды лизинга и критерии его видовой классификации 19

2. Субъекты и объекты договора лизинга 27

2.1. Участники договора лизинга и его объекты 27

2.2. Права и обязанности сторон договора лизинга 31

2.3. Содержание договора лизинга 39

2.4. Преимущества лизинга для различных субъектов 41

3. Факторы, сдерживающие развитие лизинговых правоотношений в России 48

Заключение 50

Библиографический список 53

Приложение 1 56

Выдержка:

Введение:

До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.

Лизинг – новый для российского гражданского права институт. Правда, лизинг уже существовал во внешнеэкономических связях СССР в 70-х годах, но законодательного регулирования никогда не было. В условиях рыночных отношений новые правовые институты возникают в результате возникновения соответствующих отношений в реальной экономической жизни. Именно в рыночных условиях, без вмешательства со стороны государства, появился лизинг, основной идеей которого было разделение владения и собственности , выгода от сосуществования «юридического» и «экономического» собственников . Лизинг привлекал производителей машин и оборудования, так как позволял активнее сбывать свою продукцию; новой сферой вложения капитала заинтересовались банки. Пользователи смогли получить дорогостоящее оборудование для эксплуатации на длительный срок, имея при этом возможность в процессе использования имущества решить вопрос о реализации своего права на покупку этого имущества по остаточной стоимости. В условиях бурного развития промышленности и быстрого морального старения основных средств предприятий лизингом как эффектным средством инвестирования заинтересовалось и государство. Был принят целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных регулированию лизинговых отношений, появилось много литературы по данному вопросу, но в настоящее время часть ее устарела, так как не учитывает принятые позже Гражданский Кодекс РФ и акты, изданные на его основе. Единственной монографией по теме «лизинг», написанной юристом, была и остается книга Е.В. Кабатовой «Лизинг : понятие, правовое регулирование, международная унификация». Публикуемые в настоящее время журнальные статьи носят, преимущественно, информационный характер.

Глава 3:

1995 год стал стартовым для широкого развития лизинговой инфраструктуры. Лизинговые компании начали интенсивно создаваться в различных регионах страны. Это явилось следствием продекларированной Правительством России политики благоприятствования развитию лизинга.

К сожалению, несмотря на благие цели, проблем не убавилось. Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

- Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

- Высокий уровень налогов.

- Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

- Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

- За рубежом термином «лизинг» называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

- Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалдинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

- Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.

Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. Как справедливо отмечает Б. Кабатова, в настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне1. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности «растянуть» во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуации какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5 - 7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России. Последовавший с начала 90-х гг. спад деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог конкурировать с быстрым кругооборотом и высокой доходностью «коротких денег». Однако, как и на Западе лизинг постепенно способен стать эффективным каналом сбыта произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в основные фонды.

Заключение:

Договор лизинга является договором встречным, возмездным, консенсуальным. Договор лизинга признается многосторонней сделкой, в которой участвуют продавец, лизингодатель, лизингополучатель, причем каждый из них имеет свои права и несет свои обязанности. Договор лизинга характеризуется также ярко выраженным организационных характером. Содержание обязательства по договору составляет не только обмен товарами, услугами, но и особая организация отношений, позволяющая участникам обязательства совместно удовлетворять свои коллективные интересы.

Лизинг, являясь договором нового типа, сочетает в себе элементы как обязательного, так и вещного правоотношений. Лизинг существенно отличается от известных традиционному праву договоров. Необходимо говорить о лизинге как о целостном едином договоре, элементы которого не подпадают под действие норм об отдельных договорах, а требуют самостоятельного целостного регулирования. Лизинг следует рассматривать как договор особого рода, как новый тип гражданско-правовых договоров.

Лизинговые правоотношения становятся гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинговых правоотношений в России.

Власти, продекларировав политику благоприятствования лизинговым правоотношениям как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу, однако лизинг требует соответствующего отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации. Не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Похожие работы на данную тему