Совершенствование управлением сферой культуры на уровне муниципального образования

Название работы: Совершенствование управлением сферой культуры на уровне муниципального образования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ 5

1.1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 5

1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 8

1.3 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 16

1.4 РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 21

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ 31

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ МО «ГОРОД *****» 31

2.1.1 Персонал и уровень заработной платы в учреждениях культуры 37

2.1.2 Информационная и методическая деятельность по управлению учреждениями культуры 40

2.1.3 Развитие самодеятельности и художественного творчества – важнейшая составляющая культуры муниципального образования 42

2.1.4 Предпринимательская деятельность муниципальных учреждений культуры 48

2.1.5 Библиотечная деятельность 50

2.1.6 Деятельность музея 55

2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ 56

2.3 ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ 62

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 66

3.1 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗВОАНИЯ 66

3.2 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86

Выдержка:

Введение:

В общественной жизни накопилось много социально-экономичес¬ких проблем, которые настолько обострились, что должны быть раз¬решены в ближайшее время. Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инноваци¬онной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность обществен-ных отношений.

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой ад-министративно-командной приходит новая система управленческих отноше-ний. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регу-лирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и нахо-дить собственный путь духовного совершенствования.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тя-жести управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регио-ны. Вместе с тем, неразработанность проблем ре¬гиональных организацион-но-управленческих отношений существенно тормозит развитие управленче-ской практики, зачастую ведет к не¬верным оценкам ситуации, выбору неэф-фективных решений.

Новые модели управления только начинают фор¬мироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на по-иск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры.

Основная цель дипломной работы состоит в анализе системы управле-ния сферой культуры и разработкой путей по развитию этой системы..

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Проанализировать законодательные основы функционирования сфе-ры культуры в новых экономических отношениях.

2. Изучить состояние и проблемы муниципального управления в сфере культуры.

3. Разработать предложения по развитию сферы культуры.

В первой главе рассмотрены аспекты государственной политик в сфере культуры, модели управления, действующие в сфере культуры, дана характе-ристика преобразованиям в культурной сфере в свете нового Федерального закона « Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ».

Вторая глава посвящена анализу системы управления в сфере культуры и исследованиям самой сферы культуры.

В третьей главе автором предлагаются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие сферы культуры в муниципальном образовании.

Объектом исследования выступает муниципальное образование «Город *****» *****ской области.

Глава 3:

Бывает, что основная услуга – это предоставление пользователю воз-можности самому искать информацию в библиотечных источниках. Но все большему числу людей сегодня нужна готовая информация «прямо на стол" и "еще вчера».

Если библиотека вводит плату за читательский билет, то должен сохра-няться и бесплатный билет – пусть простенький, пусть в виде листка, но он должен быть. Потому что всякой платной услуге, предоставляемой пользова-телю библиотекой, должна иметься бесплатная альтернатива. Мы, например, в информационных службах стараемся предоставлять ему печатные аналоги платных электронных источников информации либо возможность самостоя-тельного поиска на бесплатной основе .

При разделении услуг библиотек на платные и бесплатные может быть использован опыт зарубежных библиотек. Запросы, требующие сложных ра-зысканий с использованием большого круга источников, должны быть плат-ными. Так работают и в зарубежных библиотеках. В Компьютерной библио-теке Падерборна (Германия) применяется "the five minutes principle" («прави-ло 5 минут»): если за это время не будет найден ответ на запрос, он перехо-дит в категорию платного.

Сегодня все тематические запросы учащихся и студентов требуют зна-чиельно больше времени на поиск из-за неупорядоченности современного учебного процесса.

Как решается вопрос платности библиотечных услуг в других странах? В Великобритании, Дании, Норвегии и Финляндии закон предусматривает право пользователей на бесплатное библиотечное обслуживание. Однако и там тоже социально-экономическая ситуация бывает нестабильной, появля-ются новые виды услуг. Соответственно, меняются условия их предоставле-ния .

Так, доступ в библиотеки и консультации на местах бесплатны, но пер-сональные услуги, консультации по базам данных (поиск по конкретной те-ме, составление документальных файлов, консультации по базам данных и др.), так же как обеспечение ксерокопиями, фотокопиями документов, плат-ные.

Словом, выдача изданий может быть бесплатной или платной – в зави-симости от того, как ее трактовать (как базовую услугу населению или как дополнительную персональную). Взимание платы за библиотечные услуги различно даже в одном регионе или городе и зависит от категории читателя и типа документа.

По новому закону Дании может взиматься плата за выдачу видео- и звукозаписей. В Великобритании введены правила оплаты библиотечных ус-луг, определившие, какие услуги могут быть платными. Иногда указывается предельная стоимость некоторых услуг. В любом случае оплата не должна превышать затраты на оказание услуги. Здесь необходима ремарка. Системы финансирования библиотек, например, северных стран Европы базируются на том, что и государство, и муниципалитет вносят средства на их счет. Не-что подобное и у нас .

Но там, в отличие от сегодняшней России, если муниципалитету не удается выделить полную сумму на расходы библиотек, требования к ассор-тименту бесплатных услуг меняются, некоторые из них становятся платны-ми.

Библиотеки города не располагают сегодня большими информацион-ными ресурсами, малое финансирование не дает возможности обновлять фонды так скоро, как этого требует время – нет современных учебников. ма-ло выписывается газет и журналов. На все это нужны средства и они могут быть заработаны самими учреждениями, а инвесторами при этом выступят все читатели. которые заинтересованы в пополняемости библиотек.

Заключение:

Глубокие социально-культурные, экономические и политические пере-мены в стране, произошедшие в 90-х годах прошлого столетия, потребовали коренного переосмысления и преобразования государственной культурной политики – ее предмета, целей, задач, основных направлений, управленче-ских методов и т.п. Кардинальной переоценке была подвергнута и роль само-го государства как в сохранении и развитии культуры, регулировании куль-турной жизни общества, так и в процессе формирования и реализации куль-турной политики. Существенное влияние на регулирование вопросов культу-ры, деятельности учреждений в этой области оказало и разграничение пол-номочий в области культуры между федеральным центром, субъектами Рос-сийской Федерации и местным самоуправлением. Появились различные формы собственности на объекты культуры, учреждениям культуры была предоставлена возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

В дипломной работе рассмотрены аспекты системы управления учреж-дениями культуры на уровне муниципального образования.

Для этого в первой части дипломного проекта дана характеристика за-конодательных основ деятельности учреждений культуры на современном этапе: рассмотрены основные законы, действующие в данной сфере, приве-дены основные принципы финансирования учреждений культуры; определе-ны модели управления муниципальными учреждениями культуры; дана ха-рактеристика преобразований сети муниципальных учреждений культуры в свете нового закона № 131-ФЗ «Об основных принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации».

Вторая часть работы посвящена анализу существующей системы управления учреждениями культуры в муниципальном образовании «Город *****»: дается характеристика основного органа управления культурной сферой города - отдела культуры , спорта и молодежи муниципального обра-зования; проводится анализ всех аспектов деятельности городских учрежде-ний культуры.

Анализ выявил следующие проблемы:

• отсутствие необходимого количества помещений в ДМШ - для ор-ганизации занятий коллективов («Ладушки», «Маэстрия» и др»), в ДК – «Форсаж», «Визит», студия звукозаписи,

• низкая заработная плата работников культурных учреждений

• отсутствие помещений и оборудования для специализированного хранения фондов краеведческого музея (иконы, материалы, бумага и др)

• отсутствие времени и желания руководителей развивать сеть плат-ных услуг в области культуры

• отсутствие специалистов – менеджеров сферы культуры в городе

• снижение с каждым годом возможностей местного бюджета выде-лять достаточное количество денежных средств на поддержание материаль-ной базы и заработную плату работников сферы культуры и спорта города.

Учитывая проведенный анализ, в работе предлагаются следующие ме-роприятия по совершенствованию управления учреждениями культуры:

1. В целях сохранения культурного потенциала и культурного насле-дия на территории муниципального образования, обеспечения преемственно-сти развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия куль-турной жизни, культурных инноваций, создания единого культурного про-странства муниципального образования и равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей муниципального образования «Город *****» необходимо разработать муниципальную целевую Программу разви-тия культуры. Программа может изменяться и дополняться ежегодно. Также ежегодно отдел культуры обязан отчитываться о проделанной за год работе и финансовых средствах, полученных полученных на реализацию мероприя-тий программы.

Похожие работы на данную тему