Психологическая характеристика неуспевающих детей младшего школьного возраста

Название работы: Психологическая характеристика неуспевающих детей младшего школьного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

1 Проблема неуспеваемости детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7

1.1 Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии 7

1.2 Личностно-психологическая характеристика неуспевающих детей младшего школьного возраста 20

1.3 Особенности проявления неуспеваемости у детей младшего школьного возраста 27

2 Изучение личностных особенностей неуспевающих детей младшего школьного возраста 32

2.1 Содержание и методы исследования 32

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33

2.3 Рекомендации по коррекции личностных особенностей неуспевающих младших школьников 42

Заключение 54

Список использованной литературы 59

Выдержка:

Введение:

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно.

Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка:

• снижают его самооценку,

• смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью,

• делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

Этим обусловлена актуальность дипломного исследования.

Целью написания дипломной работы является исследование проблем неуспеваемости младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных психологов, касающиеся проблем неуспеваемости у младших школьников, а также особенностей психологии младших школьников;

2. Дать личностно-психологическую характеристику неуспевающих младших школьников;

3. Рассмотреть особенности проявления неуспевания у младших школьников;

4. Провести собственное исследование причин и особенностей неуспеваемости у младших школьников;

5. Разработать рекомендации по профилактике и преодолению неуспеваемости младших школьников.

Объектом исследования являются младшие школьники. Предмет исследования – неуспеваемость младших школьников. Гипотеза – одной из основных причин неуспеваемости у младших школьников является неадекватная самооценка, которая отрицательно сказывается на заинтересованности ребенка в результатах учения.

Теоретической основой работы послужили учебники и учебные пособия по психологии младших школьников. Методологическую основу для написания дипломной работы составили разработки зарубежных и отечественных психологов по проблемам неуспеваемости младших школьников.

Глава 2:

Также огромное значение для профилактики неуспеваемости имеет работа психолога с детьми, обеспечивающая адекватную самооценку. Как подтверждает проведенное исследование, неадекватность самооценки значительно влияет на успеваемость младшего школьника. Завышенная самооценка снижает стремление ребенка к совершенствованию, так как он считает, что уже знает больше, чем есть на самом деле. Заниженная самооценка ребенка снижает его радость от достигнутых успехов, а, следовательно, и заинтересованность в достижении новых результатов.

Психолого-педагогические исследования говорят, что максимальный эффект в реализации имеющихся у ребенка возможностей достигается лишь в том случае, если применяемые методы, средства и формы обучения, принципы развития и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста и с учетом индивидуального развития ребенка. Это – общепрофессиональная проблема педагогов конца XX века. В массовой школе разных стран все больше неуспевающих детей, у которых трудности в обучении обусловлены психическим инфантилизмом. При использовании специальных методов во многих случаях удается добиться известных успехов и иногда ликвидировать отставание совсем. Эти специальные методы базируются на глубоком владении учителем теоретическим знанием. Особенно психологическим, расположенном в фундаменте широко используемого в нашей стране личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей. Последовательное осуществление личностно-ориентированного обучения, реализация гуманистических педагогических идей позволяет частично преодолеть массовую школьную дезадаптацию (от трети до половины класса в начальной школе) Но сам по себе этот подход требует существенного расширения профессиональной подготовки учителя не только по предмету, но и по психологии.

Увеличивается также значимость коммуникативного развития детей младшего школьного возраста. Это важное условие развития гуманистических начал в процессе обучения, это путь овладения учащимися умением сотрудничать, социальным опытом общения и поведения для дальнейшего успешного обучения в последующей жизни. Современный учитель должен владеть основами конфликтологии, социальной педагогики, психолого-педагогическими знаниями, позволяющими ему своевременно выявлять причины различного рода трудностей учащихся, оказывать необходимую помощь в их интеллектуальной подготовке, личностном развитии, в коммуникативной практике. Роль психолого-педагогической культуры, компетентности учителя становится сегодня приоритетной. Эта надпредметная подготовка учителя пока оставляет желать лучшего и, как показывают наблюдения, особенно у учителей средних и старших классов. Современному учителю уже недостаточно хорошо владеть содержанием программного материала для осуществления качественного учебного процесса, для успешной работы с живыми мальчиками и девочками разного возраста, у которых разные мотивы и склонности.

К так называемой, предметной компетентности учителя тоже сегодня предъявляются дополнительные повышенные требования. Результатом кардинальных изменений в образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, педагогических систем и технологий. В большинстве случаев учителю без достаточно серьезной предметной и методической подготовки трудно в этом ориентироваться и осуществлять выбор. Система повышения квалификации должна отработать адекватные способы своевременного решения этой острой проблемы.

Заключение:

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.

Проблема неуспеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:

1) как преподаватель учит;

2) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.

Они неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие — тем, что справляются с анализом — синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспе¬вающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника:

Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. 19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, - это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». коло 17% детей страдают невнимательностью и рассеянностью. 14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач. Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. 13,1% детей неусидчивы. 12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. 10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). 9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. 9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Ребенок плохо списывает с доски – 8,7%. 8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. 6,9% - любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. 6,4% детей постоянно переспрашивают. 5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. 4,9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат. 0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. 0,7% детей долгое время не могут найти свою парту.

Похожие работы на данную тему