Управление качеством на основе стандартов ISO 9000

Название работы: Управление качеством на основе стандартов ISO 9000

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

97 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 4

Глава 1 Содержание и принципы международных стандартов ISO 9000 11

1.1 Введение в международный стандарт качества 11

1.2 Структура стандартов 12

1.3 Принципы СМК по ISO 9000 13

1.4 Составляющие СМК по ISO 9000 16

1.5 Область применения и требования стандарта 18

Глава 2 Теоретические основы процессного подхода 21

2.1 Система требований к процессному подходу 21

2.1.1 Идентификация и описание процессов 28

2.1.2 Менеджмент процессов 29

2.1.3 Основные методы управления процессами 31

2.1.4 Ответственный за процесс 32

2.1.5 Улучшение процессов 34

2.1.6 Мониторинг и измерение процессов 35

2.2 Технология внедрения процессного подхода 36

Глава 3 Система менеджмента качества ОАО «УАЗ» 47

3.1 Общие положения СМК 47

3.1.1 Общие требования к системе менеджмента качества 47

3.1.2 Планирование качества 49

3.1.3 Контроль, обеспечение и улучшение качества 51

3.1.4 Координация работ в области качества 52

3.2 Анализ бизнес-процесса «Проектирование и разработка автомобилей» и разработка рекомендаций по его совершенствованию 53

3.2.1 Описание бизнес-процесса 53

3.2.2 Проработка подпроцесса «Согласование и оформление документации» 60

Глава 4 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий 67

Глава 5 Правовые основы деятельности по проектированию и разработке автомобилей 71

Заключение 77

Список использованных источников 80

Выдержка:

Введение:

Известно, что лидирующего положения в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг, создающее их производителям конкурентные преимущества, а потребителям – комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим странам, обеспечивая высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволило ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса [6, с.4].

Для бизнеса важнее денег – источник денег. А источник денег – это потребители. Необходимо заботиться об их привлечении и увеличении их числа. А что, собственно, интересует потребителей? Качество, цена, обслуживание, время исполнения заказа. Все это напрямую связано с системой качества [20, с. 7].

Сегодня многие фирмы предлагают товар примерно одинакового качества, поэтому стать исключительным лидером в области качества непросто. В современных условиях у конкурентов имеются большие возможности, чтобы изучить новое изделие, ставшее лидером продаж, и приблизить качество своей продукции к его уровню. При этом преимущество получит то предприятие, которое может предложить потребителям приемлемое им качество по более низкой цене. Возможность достижения такого результата во многом зависит от эффективности системы менеджмента качества [34, с. 22].

Качество продукции и услуг при умеренных ценах стало главным конкурентным преимуществом [19, с. 6]. Ведь только в условиях дефицита можно заставить клиента покупать то, что ему навязывают [1, с. 9].

Во второй половине ХХ в. произошли крупные изменения в рыночных отношениях. В 60 е годы Япония, освоив новые идеи менеджмента качества, благодаря усилиям доктора Э. Деминга и доктора Дж. Джурана, активно вышла на рынок с качественной, но недорогой продукцией.

Западу и, прежде всего, США потребовалось не одно десятилетие, чтобы понять причины своих поражений, освоить новую концепцию ведения конкуренции, хотя сами новые теории управления качеством были рождены в США [19, с. 6].

Во многих странах, лидирующих на мировом рынке, предприятиям и фирмам, ведущим работу по внедрению систем качества и подготовке их к сертификации, а также пользующихся услугами консалтинговых организаций, оказывается государственная поддержка [6, с. 4]. Многие из них – Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, в последние годы – Бразилия – подняли концепцию Всеобщего качества на уровень национальной идеи. В США появились публикации с предложениями о внесении изменений в Конституцию страны, отражающих тот факт, что США является родиной многих концепций качества и должна быть страной качества [19, с. 242].

Глава 5:

Что касается международных договоров, то, как это следует из Закона, технический регламент не может быть принят международным договором, заключенным на уровне министерств, ведомств или субъектов федерации. Такой договор должен быть ратифицирован Российским парламентом на федеральном уровне.

Основной является процедура принятия технических регламентов федеральными законами.

Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о техническом регламенте до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона "О техническом регулировании".

Президент Российской Федерации вправе издать указ о техническом регламенте, не придерживаясь процедуры, предусмотренной в Законе. Однако такой указ может быть издан в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Содержание технического регламента составляют обязательные требования к объектам технического регулирования. При этом специально указано, что это должны быть требования, которые обеспечивают: безопасность жизни и здоровья граждан; безопасность имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охраны окружающей среды; охраны жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Более того, эти требования перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона "О техническом регулировании" закрытым списком (то есть, в список ничего не может быть добавлено, кроме того, что в нем перечислено):

"Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

 безопасность излучений;

 биологическую безопасность;

 взрывобезопасность;

 механическую безопасность;

 пожарную безопасность;

 промышленную безопасность;

 термическую безопасность;

 химическую безопасность;

 электрическую безопасность;

 ядерную и радиационную безопасность;

 электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

 единство измерений".

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования. Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут иметь обязательный характер.

Таким образом, по Закону "О техническом регулировании" требования к продукции разделяются на обязательные, определяемые техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах. Обязательные могут устанавливаться только федеральными законами, указами президента и решениями правительства. Технические регламенты, с учетом степени риска причинения вреда людям, имуществу и окружающей среде, определяют минимально необходимые требования к продукции. Они должны обеспечивать безопасность излучений, взрывобезопасность, ядерную, радиационную, биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую и электрическую безопасность, электромагнитную совместимость и единство измерений. Национальные стандарты, в свою очередь, могут определять и иные требования к продукции, не связанные с вопросами безопасности (как это делали старые ГОСТы). Но выполнение их - дело добровольное.

Заключение:

Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что в дипломном проекте четко обозначена актуальность проблемы качества для современной экономики всего мира и для России в частности. Система качества – не самоцель, а средство для достижения определенных результатов на рынке. Поэтому стратегию и тактику перехода на ключевые направления создания и совершенствования систем менеджмента качества необходимо рассматривать именно в контексте современных рыночных отношений.

В работе показан наиболее совершенный на сегодняшний день подход к менеджменту качества, включивший в себя теоретическую базу и опыт предыдущих методов управления, а также новые достижения современного управления - всеобщий менеджмент качества (TQM).

На сегодняшний день продвижение идей TQM в российскую экономику является важной задачей, поскольку они позволяют организовать производство, ориентированное на выпуск качественных товаров. Побудительным моментом может и должно стать массовое внедрение международных стандартов ISO серии 9000. Стандарты ISO серии 9000 имеют небольшой объем, но они дают реальную возможность окунуться в философию TQM и начать практическую работу по ее применению. В этом и заключается огромное достижение новых стандартов. Суть в том, что всеобщий менеджмент качества TQM и, конечно, стандарты ISO серии 9000 являются мировым консенсусом и должны применяться компаниями любых стран, возглавляемых людьми с любыми именами и фамилиями. Особенности стран и отдельных компаний, несомненно, надо учитывать, но это уже дело конкретное.

Стандарты ISO серии 9000 и различные региональные и национальные премии образуют совместный механизм массового распространения TQM во все сферы экономики и позволяют странам и регионам улучшать свои экономические показатели. Однако все компании, которые приняли решение ориентироваться на модели стандартов и премий, не должны упускать из виду свои индивидуальные особенности, сильные и слабые черты. И стандарты, и премии в области качества оказали и продолжают оказывать мощное воздействие на развитие стран и регионов.

В дипломном проекте раскрыта структура и положения международных стандартов ИСО серии 9000. Серия стандартов ISO 9000 образует основу системы менеджмента качества, декларируя и утверждая принципы TQM:

 ориентация на потребителя;

 лидерство руководителя;

 вовлечение работников;

 процессный подход;

 системный подход к менеджменту;

 постоянное улучшение;

 принятие решений, основанное на фактах;

 взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В дипломном проекте отражены преимущества процессного подхода в организации, раскрыты его аспекты. Подробно описаны требования стандарта к построению процессноориентированных подразделений.

Процессно-ориентированное управление – подход сложный, но в то же время интересный и перспективный. Некоторые руководители называют его идеальным управленческим инструментом, поскольку он позволяет не только снижать затраты, устраняя не приносящие добавочной стоимости работы, повышать качество обслуживания клиентов и соответственно прибыльность бизнеса, но и принимать стратегически верные решения, ориентируясь на потребности клиента и игнорируя иерархические противостояния.

В работе представлена методика НПП «Пирс Консалт» к применению процессного подхода при построении/реорганизации подразделений.

Проведенный анализ теоретического, методологического и организационного аспектов процессного подхода и всех требований ISO 9000 выявил возможность и целесообразность его применения в практике российских предприятий.

В практической части дипломного проекта произведен анализ системы менеджмента качества ОАО «УАЗ». Отображены ее структура, основные положения, требования. В соответствии с руководством по качеству ОАО «УАЗ» - основополагающим документом в области качества раскрыта структура бизнес-процессов предприятия, а также его организационная структура.

В соответствии с заданием детальному анализу с точки зрения процессного подхода подвергался бизнес-процесс «Проектирование и разработка автомобиля», владельцем которого является главный конструктор ОАО «УАЗ». В ходе исследований определено соответствие организации процесса требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9000.

Похожие работы на данную тему