Регулирование рынка труда и работа службы занятости

Название работы: Регулирование рынка труда и работа службы занятости

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

81 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение. . 3

Глава 1. Рынок труда – теоретические аспекты проблемы

1.1 Понятие рынка труда. Характеристика развитости рынка труда. 5

1.2 Проблемы функционирования Российского рынка труда. 19

1.3 Теоретические подходы, содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления. 23

Глава 2. Необходимость и возможность регулирования рынка

труда на современном этапе развития рыночной экономики в России

2.1 Регулирование рынка труда . 30

2.2 Механизм саморегулирования рынка труда . 33

2.3 Государственная политика на рынке труда 2001-2004 г.г. . 36

2.4 Анализ ситуации на рынке труда Ульяновской области за 2001-2003 г.г. . 48

Глава 3. Работа службы занятости

3.1 Предпосылки создания службы занятости населения . 56

3.2 Государственная служба занятости населения и ее функции . 58

3.3 Развитие и совершенствование работы областной службы занятости . 63

Заключение . 73

Литература . 77

Выдержка:

Введение:

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное ме-сто. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работода-телей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают на-сущные потребности большинства населения страны.

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населе-ния и оплаты труда. Существенным следствием происходящих процессов на рынке труда становится безработица - в целом негативное, но практически не-избежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроиз-водства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились рабо-ты. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурен-тоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны. Рынок представляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффектив-ные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обост-ряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позво-ляет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности соци-ально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная эко-номика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качест-ву рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками.

Более десяти лет назад был принят Закон «О занятости населения в Рос-сийской Федерации». Этот закон заложил основы рынка труда в стране, создал достаточно продуманную схему поддержки гражданам, ищущим работу, со стороны государства. Оно взяло на себя ответственность за содействие трудо-устройству и повышение профессионального уровня обратившихся в органы государственной службы занятости, а также материальную поддержку граждан в период их безработицы – прежде всего выплату пособий по безработице.

Закон носил упреждающий характер, и начавшиеся в 1992 году эконо-мические реформы не застали государственную службу занятости врасплох: к этому времени на всей территории страны уже была создана организационная инфраструктура, необходимая для работы со стремящимися трудоустроиться гражданами.

До настоящего времени Федеральная государственная служба занятости населения остается единственной специализированной организацией реали-зующей государственную политику занятости населения на федеральном и ре-гиональном уровнях.

Объектом исследования являются региональный рынок труда, а предме-том исследования - принимаемые меры политики занятости на местном рынке труда, направленные на противодействие безработицы.

Целью работы является формирование предложений по дальнейшему совершенствованию регулирования рынка труда, использованию программно-целевого планирования и управления в сфере занятости на основе оценки про-цессов, происходящих на местном рынке труда.

В данной дипломной работе использованы информационные и статисти-ческий материалы Минтруда России, статистические сборники Ульяновского облкомстата по экономическому положению Ульяновской области за отдель-ные периоды, материалы Отчетов о деятельности департамента ФГСЗН по Уль-яновской области, данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов, материалов научных конференций, официальные документы в виде Законов, постановлений и распоряжений.

Глава 3:

Основная задача проводимой высшими органами власти России соци-альной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и уси-ление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее вы-полнения разработана Государственная программа занятости населения, в ко-торой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим [7].

В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Воз-никновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

- распределение выпускников средних специальных и высших учебных за-ведений;

- организованный набор рабочих;

- сельскохозяйственное переселение семей;

- общественные призывы;

- самостоятельный прием предприятием работника;

- деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин.

Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хо-зяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ре-сурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери ра-бочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные пере-мещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими про-блемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства об-ратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информацион-ный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предпри-ятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распре-деления трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обя-занности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Го-сударственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным [7].

Заключение:

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлени-ем, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных переме-щений работников, высвобождаемых из распадающих структур. Для значи-тельных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняе-мых свёртыванием или технологизацией производства, недостаточно только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов уз-кого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации тра-диционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает мно-гих из них как потенциальный и стабильный резерв труда. Он будет ис-пользован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствова-ния, кто не может эффективно работать на приватизированных предпри-ятиях становится всё труднее. Создание новых рабочих мест требует круп-ных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, без-условно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалифика-ции, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он дикту-ет свои непреложные законы.

Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должны быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по най-му должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудо-вую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законода-тельство отвечает их требованиям, а экономика даёт материальное обеспе-чение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, обще-ство идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, осно-ванное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать осво-божденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для об-щества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости.

Похожие работы на данную тему