Формирование экономической культуры учащихся

Название работы: Формирование экономической культуры учащихся

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение.4

1.Проблемы формирования экономической культур учащихся

в современных условиях

1.1Экономическая культура как потребность социально-экономического развития современного общества.7

1.2Экономическая подготовка в условиях современной школы.8

1.3Актуальность формирования элементов экономической культуры технологической подготовки.13

2. Понятие и составляющие экономической культуры

2.1. Понятие и составляющие культуры.14

2.2. Экономическая культура.18

2.3.Составляющие экономической культуры.26

2.3.1. Потребительская культура.45

2.3.2. Культура предпринимательства.50

2.3.3. Культура информационная.53

3. Методические рекомендации формирования элементов

экономической культуры на уроках технологии

3.1 Методические рекомендации экономического образования и воспитания школьников.56

3.2 Урок трудового обучения – одна из форм экономической

подготовки школьников .63

3.3 Содержание экономической подготовки на уроках в VI классах.65

3.4 Опытно -исследовательская работа.73

Заключение.77

Список литературы.78

Выдержка:

Введение:

В нашей стране в 90-х годах появились проблемы, которые большинство людей раньше не затрагивали: различные формы безработицы, сокращение возможностей трудоустройства, различия в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в государственных и частных предприятиях и учреждениях. Переход к рыночной экономике требует совершенствования экономической подготовки школьников. Необходимо воспитывать и обучать ''новых'' людей, которые могли бы свободно ориентироваться в мире высоких технологий и больших потоков информации. Новая личность должна представлять себе, по крайней мере в общих чертах, какие материалы и технологии существуют, в каких направлениях развивается современная наука и техника. Кроме того, необходимо воспитывать творчески думающую, активно действующую и легко адаптирующуюся личность.

Некоторые школы, стремясь идти в ногу со временем, сначала ввели факультативный курс экономики, а затем включили его в учебный программу по предмету ''Технология''.

Не менее важным, чем предыдущее, является культура. Культура – сово-купность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символичных обозначений окру-жающего мира. Культура – прежде всего свод ''правил игры'' коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или других социально значимых практических и интеллектуальных действий. Ни одна разновидность культуры в обществе не имеет столько внутренних различий и противоречий, как эконо-мическая культура. Экономическая культура как особая характеристика функционирования экономики страны отражает способ и содержание, уровень и качество, ценностное значение и направленность, конкретные показатели экономической жизни людей или, может быть, жизнедеятельности людей в сфере экономики. Структура экономической культуры раскрывает также и системы ее ценностей. К основным ценностям относятся: орудие труда; предметы труда; человек как главная социально-активная и творческая фигура экономических процессов, наделенный знаниями, имеющие навыки и умения квалифицированной деятельности в сфере экономики; финансы; транспорт; связь; природные ресурсы; используемые в экономической деятельности. В процессе исторического развития ведущие ценностные ориентации экономи-ческой культуры менялись, хотя и нечасто. Труд стал оцениваться как высшее предназначение человека, создающее его и возвышающие над природой.

Глава 3:

Вопросы о путях повышения производительности труда об¬суждают с учащимися начиная с первых занятий я делают это постоянно в процессе бесед.

Немаловажное значение для повышения производительности труда имеет ознакомление с передовыми приемами труда и использование их в работе, внедрение рационализаторских пред¬ложений.

Важным фактором является и повышение уровня образования и квалификации. Ведь именно глубокие и разносторонние знания обеспечивают быстрое овладение профессией, дают возмож¬ность разрабатывать и внедрять рацпредложения. (19)

На повышение производительности труда значительное влия¬ние оказывает использование различных приспособлений.

С автоматизацией семиклассники знакомы мало. Чаще всего. их знания в этой области ограничиваются общими представлени¬ями об автоматах по продаже газированной воды, почтовых открыток, игровых автоматов. В темах «Изготовление изделий из древесины» и «Изготовление изделий из металла» учитель знако¬мит школьников с автоматизацией отдельных операций в произ¬водстве и показывает ее экономическое значение. Автоматизация — процесс развития машинной техники, способ¬ной выполнять какие-либо действия без непосредственного уча¬стия человека (терморегуляторы в утюгах, автопоилки на живо¬тноводческих фермах и др.). Автоматизация производства позво¬ляет повысить производительность труда в 2—5 раз и более. (20)

Для закрепления знаний, полученных учащимися, можно предложить решение следующих задач:

Определите норму времени и часовую норму выработки рабо¬чего, изготовившего за смену (8ч) 20 деталей.

За смену норма выработки токаря — 14 деталей, а он изгото¬вил фактически 2 1 деталь. На сколько процентов он перевыпол¬нил норму выработки?

Двое рабочих изготовляют одинаковые детали. Первый сделал за смену 12 деталей вместо 8 по плану. Второй —10 при том же плане. На сколько процентов производительность труда пер¬вого рабочего выше, чем второго?

После решения задач, подобных третьей из рассмотренных выше, целесообразно задать учащимся вопрос: «Как вы думаете, за счет чего производительность труда первого рабочего выше, чем второго?» Семиклассники, как правило, дают такие ответы: «У первого станок лучше», «Первый работал быстрее», «Первый меньше времени тратит на перекуры» и т.п. Учитель отмечает, что все ответы правильные, но при этом обращает внимание на второй ответ и далее переходит к самому главному — к выясне¬нию условий, приемов работы и других обстоятельств, позволя¬ющих рабочему добиться более высокой производительности труда.

В беседе со школьниками выясняют, что на производитель¬ность труда в большой степени влияет состояние дисциплины.

Заключение:

Анализируя полученные результаты проведенной работы, можно в заключении сделать некоторые выводы.

На основе обобщения предыдущего опыта, пересматривая некоторые проблемы, внося новые аспекты, были рассмотрены методические рекомендации по организации работы школьников на уроках технологии. (В ходе этой работы школьники знакомятся с особенностями рыночных отношений и основами бизнеса. Учащиеся научатся самостоятельно ставить перед собой задачи, искать на них правильный ответ, реализовывать эти решения материально, оценивать проделанную работу.

В процессе работы над дипломным проектом были решены следующие поставленные цели и задачи:

Цель дипломного проекта:

Формировать элементы экономической культуры подростков на уроках техно-логии.

Поэтому перед собой я поставил цель: разработать методические рекомен-дации и систему занятий курса технологии направленных на формирование экономических понятий. Одной из основных форм экономической подготовки школьников является урок. Поэтому я хочу представить разработки двух занятий по технологии, модуля художественной обработки древесины. И предоставить изделия выполненные на этих уроках.

Похожие работы на данную тему