Личностно-мотивационные детерминанты профессиональной деятельности

Название работы: Личностно-мотивационные детерминанты профессиональной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Информационное обеспечение, программирование

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1. ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 5

1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ 18

1.3. КОМПЛЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 25

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 68

Выдержка:

Введение:

Дипломная работа посвящена исследованию личностно-мотивационных детерминант, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы.

Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа на-учных трудов отечественных и зарубежных психологов. Первая глава посвяще-на проблеме теоретического исследования профессиональной направленности личности.

Во второй главе исследовалось место профессионально важных качеств в структуре профессиональной направленности личности. Здесь же речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. В конце главы сделаны выводы, полученные из результатов исследования и представлены рекомендации.

Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые включают в себя графическое представление результатов и сводные таблицы.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при выборе профессиональной деятельности не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность профессиональной деятельности, формирование устойчивой профессиональной направленности. Необходим ин-дивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей процесса, создание и внедрение техноло-гий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единст-ва специалистов.

Актуальность проблемы усиливается когда речь касается вопросов пси-хологической адаптации в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изуче-ние личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессио-нального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологиче-ское изучение процесса формирования и развития профессиональной направ-ленности личности на том этапе профессионального самоопределения.

Глава 2:

Таким образом, для представителей данной подгруппы характерна ориен-тация на достижение высокого социального статуса в будущем и способность решать задачи своего профессионального самоопределения, т.е. совершать осознанный и самостоятельный выбор профессии.

Профессию выбрали 75% восьмиклассников этой подгруппы, лишь для 25% выбор оказался затруднительным. Профессия выбрана или будет выби-раться по следующим критериям: «нравится профессия» — 38%, «наиболее востребована на рынке труда» (25%), «полезна для общества» (25%), «престиж-ность профессии» учитывалась в 12% случаев.

Все представители данной подгруппы ориентированы на поступление в ву-зы, но мотивация здесь принципиально отличается от других групп: они пони-мают ценность образования и рассматривают его как необходимое условие жизненного успеха.

На момент опроса учебное заведение выбрали 88% опрошенных, 12% вы-брали профессию, но еще не определились, в какой из вузов будут сдавать вступительные экзамены. Учебное заведение выбирается с учетом и профессии, которая нравится (25%), и места расположения (50%), юноши, конечно же, учи-тывают и наличие военной кафедры (25%). Все опрошенные указывают на са-мостоятельный выбор.

Можно сделать вывод, что восьмиклассники, отнесенные нами к подгруп-пе «В2», ориентированы на достижение высокого социального статуса и спо-собны осознанно и самостоятельно совершать профессиональный выбор.

Если окинуть взглядом все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что только представители подгруппы «В2» обладают таким уровнем личностного развития, который позволяет им осуществлять эффективное про-фессиональное самоопределение, совершать самостоятельные осознанные вы-боры.

Наши результаты показывают, что эффективное профессиональное само-определение восьмиклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собствен-ными целями и ценностями. По-видимому, сегодня помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко. Речь необ-ходимо вести о единстве профессионального и личностного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах.

Как видим, с точки зрения личностно-профессионального самоопределе-ния явно выделились две группы восьмиклассников очень по-разному ориенти-рованные и диаметрально противоположные с точки зрения «жизнеспособно-сти» в современном мире. Именно так: вопрос о личностно-профессиональном самоопределении — это сегодня вопрос о жизнеспособности.

Знание же особенностей различных групп восьмиклассников при личност-но-профессиональном самоопределении дает возможность каждой группе «по-мочь по-своему», организовав продуманное психологическое (а лучше — пси-холого-педагогическое) сопровождение. Не натаскивание, не информирование, а именно сопровождение. Оно необходимо детям в переходный период жизни.

Предельно ясно проявились ожидания восьмиклассников, их «запрос» к нам, взрослым. Прежде всего, это запрос на отношения равенства и взаимного уважения («равное отношение ко всем, без разделения на плохих и хороших»). Это именно те отношения, которые в традициях гуманистической психологии принято называть «помогающими отношениями» (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй, И. Ялом и др.).

Заключение:

Итак, в трех группах детских представлений о необходимом им педагоге отчетливо выражены три функции педагога в современной школе: обучающая (причем, не просто учение, а учение с увлечением!), воспитывающая и функция психолого-педагогической поддержки. Причем, «дефицитарными» на сего-дняшний день в школах являются две наиболее важные для личностно-профессионального самоопределения старших подростков функции педагога: воспитание и психолого-педагогическая поддержка.

Думается, задача школьных психологов (вместе с родителями и педагога-ми) - помочь старшекласснику отнестись к себе, как человеку, способному осознанно выбирать себя и сферу приложения своих сил, способному отвечать за себя, уверенно жить и действовать не только в мире формул и компьютерных программ, но и в непростой реальности. Ведь социальный заказ вытекает не из деклараций и документов, а из реальных действий государства по отношению к своим гражданам. Эти реальные действия всем нам хорошо известны: государ-ство отказалось от патерналистской позиции. Оно больше не отвечает за жизнь человека. Остались в прошлом гарантии права на труд и отдых, на бесплатное высшее образование и достойную старость. Сами условия бытия настоятельно требуют, обязывают каждого россиянина стать хозяином своей жизни и ее творцом. А значит надо, как советовал в послеоктябрьский период великий рус-ский философ С.Франк, «искать мужества и веры в самих себе». Вот в этом мы можем и должны помочь старшеклассникам: найти точку опоры в себе, муже-ство жить, веру в себя, познать себя и свои возможности, научиться разбирать-ся в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с рынком труда и нау-читься быть профессионалами. Ибо только профессионализм гарантирует неза-висимость и материальный достаток.

Похожие работы на данную тему