Управление персоналом в дореволюционной России

Название работы: Управление персоналом в дореволюционной России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Эволюция научных взглядов на управление персоналом организации 6

1.1. Управление персоналом как компонент и механизм реализации государственной кадровой политики 6

1.2. Работа с персоналом административно-политических органов в дореволюционной России: содержание, исторические уроки 11

1.3. Концептуальные доктрины организации трудовых отношений в современной организации. 17

Глава 2. Деятельность по управлению персоналом в дореволюционной России 28

2.1. Формирование механизма управления кадрами в Европе и в дореволюционной России 28

2.2. Идеи Ф. Тейлора в дореволюционной России 38

2.3. Ориентиры трудовой мотивации в дореволюционной России 46

2.4. Оценка эффективности управления персоналом в дореволюционной России 61

Глава 3. Российский опыт управления персоналом: исторические уроки 70

Заключение 77

Список использованной литературы 79

Выдержка:

Введение:

В конце XIX - начале XX вв. Россия вошла в период ускоренного промышленного развития. Дореволюционная российская индустриализация, на десятилетия запоздавшая в сравнении с ведущими мировыми державами, характеризовалась, однако, весьма высокими темпами развития - по последним оценкам историков, российская экономика развивалась даже быстрее, чем экономика Германии, Англии и Франции. Интенсивная индустриализация привела к резким сдвигам в экономических отношениях: в стране, где прежде существовало лишь небольшое количество частных промышленных предприятий, активно развивались целые отрасли промышленности, появился обширный рынок промышленного труда, складывались новые отношения между работниками и работодателями. Одним из аспектов взаимоотношений предпринимателей и рабочих является комплекс вопросов, связанных управлением кадрами, стимулированием и мотивацией труда.

Актуальность проблемы, в первую очередь, заключается в том, что «рабочий вопрос» в дореволюционной России, отношения между рабочими и предпринимателями, как и весь комплекс проблем, приведший к революционным потрясениям в начале XX в., изучены недостаточно полно. Изучению трудовых отношений в российской дореволюционной промышленности в советской историографии уделялось большое внимание; существует огромное количество работ, посвященных этой теме. Однако в данном вопросе советская историография, несмотря на значительные достижения, была вынуждена развиваться в рамках жестких идеологических установок и методологических ограничений, что затрудняло всестороннее и объективное изучение тематики. Прежде всего это касается роли предпринимателей в организации условий производства, в том числе и в создании системы мотивации труда, побуждающей рабочих к добросовестному труду. Игнорирование этой и ряда других тем привели к тому, что «рабочий вопрос» в промышленности дореволюционной России и отношения между рабочими и предпринимателями изучены недостаточно полно.

В течение последнего времени перед исследователями отечественной истории, в том числе в таких значительных областях, как экономическая и социальная история, открылся ряд новых тем, подходов, методик. Изучение промышленного развития вышло за рамки только таких крупных тем, как развитие империализма и рабочее движение; стали более серьезно изучаться такие темы, как история предпринимательства, история дореволюционных российских фирм, повседневная жизнь рабочих, их менталитет. Оказалось возможным по-новому, с привлечением новых источников, взглянуть на отношения предпринимателей, служащих и рабочих, на развитие трудовой

этики, на проблемы благотворительности и на меры, которые, при всей их недостаточности, все же принимались как правительством, так и администрацией отдельных предприятий для улучшения жизни рабочих. Именно поэтому представляется важным, в целях более полного и объективного исторического описания этого ключевого в российской истории периода, в подробностях рассмотреть все стороны взаимоотношений рабочих и предпринимателей, которые имеют непосредственное отношение к вопросу о мотивации труда.

Глава 3:

Появление специалистов по работе с кадрами — управлению персоналом — связано с реализацией принципов научной организации труда, поставившей перед собой задачу максимально эффективно использовать (эксплуатировать) всех работников в рамках высокоорганизованного, высокотехнологичного производства.

Соответствующее отношение к работнику со стороны кадровых служб состоит в том, что средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции, ленив, желает находиться в безопасной ситуации. Его надо готовить к выполнению строго определенной профессиональной роли и по возможности минимизировать социальные конфликты и прочие негативные явления, влияющие на снижение производительности труда или повышение издержек производства.

Вторая волна, или революция в управлении персоналом была связана с идеей гуманизации производственных отношений, идеей фокусирования внимания кадровых служб на человеческих отношениях. Второй этической доктриной кадровой работы, доктриной ''Y'', человек трактовался уже как работник, которого надо всячески мотивировать, создавать ему соответствующие условия, чтобы он мог эффективно работать, приобщать его к общим ценностям организации и за счет этого достигать максимального экономического эффекта. Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации.

Последняя, третья, революция в работе с персоналом была связана с концепцией Y. Оучи —''Z''-концепцией. Она состояла в том, что цель кадровой работы — максимально эффективно использовать человеческие ресурсы. Человеческий потенциал становится одним из важнейших факторов предпринимательства, и с этой точки зрения задачи кадровых служб — способствовать максимальному развитию предпринимательской активности всех работников, создавая для этого благоприятные условия.

В организациях типа ''Z'' сознательно и планомерно применяются моральные механизмы регуляции: проявляется интерес к человеку как личности, а не просто как к работнику, значительное внимание уделяется неформальным взаимоотношениям.

Ориентируясь в кадровой работе на основные, продуктивные цели организации, специалист по персоналу не должен упускать из виду этические ценности организации, высшие принципы ее деятельности.

Хорошего руководителя от плохого, сильного — от слабого и отличает способность регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, выявлять побудительные мотивы деятельности и своей, и подчиненных, определять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений, полагаясь не только на свою интуицию, но и на логический анализ.

Заключение:

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Где-то до конца XIX века управленческая концепция в отношении персонала была проста, как мычание, а безразличие к нуждам работников причудливо сочеталось с набором мер дисциплинарного воз¬действия: при¬меним потогонную систему, заплатим поменьше, со¬циальные гарантии проигнорируем, поскольку они очень затратны, а не¬до¬вольных просто выставим за ворота.

Однако эпоха дикого капитализма была не столь длительной, как то могло бы показаться. С усилением конкурентной борьбы хозяева предприятий и менеджеры достаточно быстро уяснили: чтобы человек работал производительно, его необходимо обеспечить безопасными условиями труда, дать возможность профессионального роста, а размер заработка поставить в зависимость от результатов деятельности. Естественно, что подходя к проблеме подобным образом, капитал соблюдал прежде всего свой профит, но именно с этого времени управленцы стали учитывать индивидуальные раз¬личия работников, их интересы. Как следствие, это привело к созданию первых кадровых служб, функционально объединивших решение вопросов на¬бора пе¬р¬сонала, его обучения и стимулирования.

В дореволюционной России проблемы управления персоналом решались, как правило, на основе жизненного опыта, бытовых и религиозных традиций. Силён был патернализм, выражавшийся формулой: «Царь – отец своим подданным, генерал – отец своим солдатам, фабрикант – отец своим рабочим». Именно поэтому большое распространение получили так называемые неденежные формы стимулирования персонала: заводские столовые и школы, больницы для рабочих и членов их семей, кассы взаимопомощи. Размер же денежного вознаграждения, как и сейчас, был на порядок меньше, чем в странах Европы и Америки.

Похожие работы на данную тему