Сравнительная характеристика МСФО и российских стандартов учета

Название работы: Сравнительная характеристика МСФО и российских стандартов учета

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

132 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. МСФО в системе стандартизации бухгалтерского учета 6

1.1. Роль и значение МСФО в гармонизации системы бухгалтерского учета 6

1.2. Международная стандартизация бухгалтерского учета: национальные аспекты 10

1.3 Организация и методология разработки МСФО 18

1.4 Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО 27

Глава 2. Сравнительная характеристика международной и российской практики стандартизации бухгалтерского учета 37

2.1. Состав, структура, принципы МСФО и стандартов бухгалтерского учета в России. Цели финансовой отчетности 37

2.2. Элементы, характеризующие финансовое положение и финансовые результаты деятельности предприятия, в международных и российских стандартах 49

2.3. Представление информации в финансовой отчетности по международным и российским стандартам 61

2.4. Пояснительные примечания к финансовой отчетности. Отчетность в условиях гиперинфляции в международных стандартах. 80

Глава 3. Трансформация российской отчетности в соответствии с форматом МСФО 92

3.1. Трансформация отчетности в соответствии с МСФО: общетеоретические аспекты

3.2. Практический пример трансформации российской отчетности в международный формат 92

Заключение 125

Список используемой литературы 130

Приложения 132

Выдержка:

Введение:

В последнее время в российском бухгалтерском учете происходят серьезные изменения, которые имеют прямое отношение к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. В условиях глобализации экономики, создания трансконтинентальных компаний и международных фондовых рынков назрела необходимость превращения национального бухгалтерского учета в формы, отвечающие требованиям мирового экономического сообщества. Внедрение новых информационных технологий кардинальным образом изменило рыночную среду и ожидания пользователей финансовой отчетности. Ликвидированы территориальные барьеры, информация стала доступной для бизнесменов в любом районе земного шара. Это позволило привлечь на рынки капитала миллионы новых инвесторов.

Россия активно участвует в международных бухгалтерских процессах. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразности и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвентаризации и капитализации заработанных средств и т.п. В современных условиях ведения бизнеса ни люди, ни организации не могут замыкаться в своих национальных рамках. Рано или поздно они выходят (или могут выйти) на международную арену. Например, акции крупнейших российских компаний давно и с успехом котируются на американских, европейских, азиатских биржах. Для того чтобы пользователи финансовой отчетности из разных стран "говорили на одном языке", был разработан язык Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), вобравший в себя лучшую мировую практику учета и отчетности. Всё это подчеркивает важность вопроса сближения российской системы бухгалтерского учета с МСФО и актуальность сопутствующих этому процессу проблем для современных специалистов финансовой сферы.

Проводимая в настоящее время в России реформа системы бухгалтерского учета - сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских хозяйствующих субъектов в международное сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции - повышение доверия иностранных партнеров к российским предприятиям. Поэтому переход российских хозяйствующих субъектов на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы. Как известно, российское правительство постоянно декларирует заинтересованность во вступлении страны в ВТО. А для этого, помимо прочего, необходимо ускорить процесс внедрения МСФО в России. За последний годы значительно увеличился приток иностранных инвестиций в страну, и расширилась сфера кредитной деятельности. Такие крупнейшие российские компании, как Газпром и Вимм-Билль-Данн (лидер в производстве соков в России), сделали ряд практических шагов по привлечению иностранного капитала, необходимого для дальнейшего развития этих компаний. Государственные органы власти также демонстрируют желание привлечь иностранные инвестиции в экономический сектор. Поэтому сегодня мало кто сомневается в том, что различия между российской системой учета и МСФО, которые затрудняют сравнение финансовой отчетности российских хозяйствующих субъектов и зарубежных компаний, должны быть преодолены.

Вне зависимости от желания владельцев компаний переход на МСФО грядет в обязательном порядке. Первый масштабный опыт в этом направлении принадлежит российским банкам, которые уже в 2004 г. обязали формировать отчетность по МСФО (в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации 30 декабря 2001 года, предусматривающей переход банковского сектора на международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), и Официальным сообщением Банка России от 4 июня 2003 года "О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности"). Разработанная и одобренная Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180 Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу также предусматривает постепенное внедрение международных стандартов в России и как следствие переход всех остальных хозяйствующих субъектов на приближенные к международным стандарты учета. Однако следует признать, что проблема перехода на МСФО российских предприятий и банков связана с затратами на подготовку кадров, с решением юридических проблем формирования и утверждения стандартов учета, с изменением самого учетного менталитета сотрудников финансовых департаментов компаний и контролирующих государственных структур.

Глава 3:

Организация процесса трансформации бухгалтерской отчетности определяется структурными особенностями ведения бухгалтерского учета в организации: наличием журналов-ордеров, ведомостей и главной книги - сводного регистра, в который в едином формате переносятся результаты обработки учетных данных.

Для трансформации отчетности используются:

- сводная трансформационная таблица;

- рабочие таблицы, в которых отражаются суммы трансформационных бухгалтерских записей;

- журналы трансформационных бухгалтерских записей, необходимые для систематизации регулировочных записей;

- частные трансформационные таблицы по разделам учета.

При трансформации бухгалтерской отчетности пересчету подвергаются показатели баланса и отчета о прибылях и убытках, остальные отчеты формируются на их основе. В пояснениях указываются особенности принятой учетной политики и способы трансформации. Все корректировки при трансформации российской бухгалтерской отчетности разделяются в зависимости от того эффекта, который они оказывают на отчетность:

1. Отчетность остается без изменений, если в отношении конкретных показателей налицо полное соответствие стандартов российской отчетности и требований МСФО.

2. Необходима разбивка, если одному показателю российской отчетности соответствует несколько показателей отчетности МСФО.

3. Следует произвести объединение показателей, если нескольким показателям российской отчетности соответствует один показатель в финансовой отчетности по МСФО.

Для компании, отчетность которой будет перекладываться на МСФО, подготавливается пакет рабочих документов, которые должны содержать всю необходимую информацию для проведения трансформации финансовой отчетности. На основе собранной информации в дальнейшем составляются корректировочные проводки, производится реклассификация счетов. Кроме того, собранные данные послужат основой для примечаний к финансовым отчётам, подготовленным в соответствии с МСФО.

Подготовка к переходу на МСФО включает следующие мероприятия [п. 22]:

1. разработка учетной политики;

2. выбор валюты оценки и валюты представления отчетности;

3. анализ корпоративной структуры компании для определения дочерних и зависимых предприятий, которые необходимо включить в отчетность;

4. расчет входящих остатков;

5. анализ всех операций компании с целью выявления разниц в учете объектов по российским и международным стандартам;

6. сбор информации, необходимой для расчета трансформационных корректировок. Наиболее распространенные трансформационные корректировки, которые проводятся в связи с различиями между российскими правилами бухгалтерского учета и правилами учета по МСФО, приведены в таблице 1 Приложения 22 [п. 22] ;

7. разработка (при необходимости) дополнительного плана счетов по МСФО и таблицы соответствия (мэппинга) российского плана счетов плану счетов по МСФО. На предприятиях с большим количеством операций этот процесс, как правило, стараются максимально автоматизировать. Для этого сначала разрабатывается дополнительный план счетов по МСФО, чтобы на его основе можно было получать показатели для международной отчетности. Также создается таблица соответствия между российским и международным планами счетов. На основе этой таблицы в бухгалтерскую программу, в которой ведется российский учет, встраивается функция, позволяющая автоматически переносить данные с российских счетов на МСФО-счета;

8. разработка трансформационной модели, то есть системы трансформационных таблиц.

Заключение:

МСФО — это еще одна составляющая имиджа России. Экономика становится более понятной для всех пользователей информации о финансовом и экономическом положении предприятий и банков, если она описывается в терминах МСФО — этого эсперанто бизнеса. Когда все хозяйствующие субъекты говорят на одном языке и понимают друг друга, возрастает доверие. А доверие — основа устойчивости и роста в любой экономической и финансовой системе. Доверие — банков друг к другу, клиентов к банкам, банков к государству и наоборот — позволяет избежать больших и малых кризисов.

В первой главе моей выпускной квалификационной работы рассмотрены вопросы о роли международных стандартов в гармонизации бухгалтерского учета, истории создания и методологии разработки МСФО, описан процесс реформирования российской системы учета, его основные направления, возникающие с этим трудности, перспективы. Проанализировав материал первой части ВКР можно заключить, что переход российских компаний на МСФО важен и инвесторам, и руководству компаний, и государству.

Предприятия государств, применяющих МСФО, имеют возможность получить денежные средства на более льготных условиях и в более сжатые сроки. Общепринятые стандарты финансовой отчетности необходимы для стран, заинтересованных в привлечении иностранного капитала. Это поможет оживить российскую экономику и увеличить поступления в бюджет.

При отсутствии единой бухгалтерской отчетности международные инвесторы, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, вынуждены проводить дополнительные аналитические исследования, направленные на выявление истинного финансового положения конкретных предприятий или компаний, в результате чего капитал становится дороже. Сближение российских стандартов с МСФО сократит затраты на трансформацию отчетности и таким образом уменьшит издержки.

Руководство предприятия, использующего МСФО, получает отчетность, которая максимально объективно отражает действительность и на основе которой можно принимать обоснованные управленческие решения.

Внедрение международных стандартов уже позволило некоторым российским хозяйствующим субъектам увеличить эффективность системы финансового контроля и управления рисками, что повысило качество экономических решений и способствовало улучшению финансовых показателей. Результаты аудиторских проверок предприятий, составляющих свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, свидетельствуют об устойчивой тенденции роста этих субъектов по таким показателям, как "собственный капитал", "активы" и "чистая прибыль". Успешным результатам работы таких субъектов способствует стремление инвестировать значительные финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры, позволяющей обеспечить доходность, стабильность и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

Во второй главе ВКР я акцентировала внимание на сравнении принципов российской и международной систем учета, выявлении различий в методологиях учета, основных подходах к оценке учитываемых объектов, определении порядка и методов составления финансовой отчетности. Также сопоставила и проанализировала нормативное регулирование МСФО и российских стандартов учета. Здесь следует признать, что для достижения реального эффекта от перехода на МСФО (в первую очередь - для достижения прозрачности финансовой отчетности) необходимо определенным образом изменить существующие положения по бухгалтерскому учету и некоторые другие нормативные акты (что и происходит в настоящее время). Кроме того, следует урегулировать отдельные вопросы налогового законодательства. В частности, МСФО предполагают весьма консервативный подход к оценке получаемой прибыли: согласно МСФО доход может признаваться только в том случае, если он реально получен или нет никаких сомнений в том, что он будет получен в будущем. В то же время налоговое законодательство Российской Федерации стоит на позициях чрезмерного оптимизма в отношении будущих доходов. Определенные расхождения с принципами МСФО наблюдаются также в законодательно установленных правилах определения амортизации.

При наличии такого рода расхождений между налоговым законодательством, российскими принципами бухгалтерского учета и принципами МСФО отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, может оказаться лишь еще одним видом внешней отчетности хозяйствующих субъектов. Поэтому практические результаты перехода на МСФО целиком зависят от позиции Министерства финансов РФ и аудиторских компаний, использующих собственные методологии проверки отчетности на предмет соответствия МСФО. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что переход на международные стандарты является необходимым шагом в деле интеграции России в международное экономическое сообщество и способствует формированию чувства доверия у зарубежных инвесторов к российским хозяйствующим субъектам - тем более что в последнее время достигнут целый ряд основополагающих соглашений по поводу вступления России в ВТО. В этом смысле такой переход, безусловно, соответствует государственным интересам страны.

Похожие работы на данную тему