Введение:
Успешность работы предприятия в рыночных условиях хозяйствования оценивается не в количестве произведенной продукции, а в величине прибы-ли, полученной при реализации товаров, пользующихся платежеспособным спросом. Величина прибыли зависит от объема, ассортимента реализуемой продукции, уровня издержек производства и уровня цен, по которым она продается. Поэтому прибыль является результатом не только успешного ис-пользования факторов производства, но и синтетическим показателем всех видов хозяйственно-производственной деятельности.
Вместе с тем получение прибыли должно носить не одноразовый, а по-стоянный характер, что возможно только на базе непрерывного экономиче-ского роста предприятия. К тому же в условиях рынка предприниматель должен знать и отдачу на вложенный капитал, направленный на обеспечение экономического роста.
При этом экономический рост предприятия может быть обеспечен лишь при условии использования форм и методов хозяйствования, адекватных ры-ночным отношениям. Установление этих форм немыслимо без рассмотрения сущности функционирования предприятия и показателей его результатов в условиях рынка.
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточ-но для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности то-го или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являют-ся абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правиль-ная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хо-зяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важны-ми элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного ана-лиза и оценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эф-фективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Глава 3:
Как следует из результатов расчетов, в анализируемом периоде про-изошли достаточно значительные изменения, затронувшие как саму величи-ну собственного капитала организации, так и его структуру. Так, общая ве-личина капитала возросла на 934 тыс. руб. или на 67,8%. Это полностью бы-ло связано с ростом накопленного капитала (полученной чистой прибыли, которая за анализируемый период увеличилась в 1,41 раза).
В структуре собственного капитала имели место следующие изменения. Доля инвестированного капитала, составляя в 2003 году 35,8% от общей ве-личины капитала сократилась в 2004 году до 23,7%. Важно подчеркнуть, что абсолютная величина инвестированного капитала осталась при этом неиз-менной.
Отмечается рост накопленного капитала в абсолютном выражении на 934 тыс. руб., что, безусловно, является положительным моментом.
Рассматривая собственный капитал следует выяснить какая его часть находится в обороте, т.е. определить собственный оборотный капитал (табл. 12).
Заключение:
Показатели рентабельности характеризуют эффективность рабо¬ты пред-приятия в целом, доходность различных направлений дея¬тельности (произ-водственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, ха¬рактеризуют окончательные результа-ты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффек-та с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятель¬ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность хозяйственной деятельности характеризует норму воз-мещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, используемых предприятием, т.е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кре-диторов к сумме инвестированного ими капитала.
Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибы-ли.
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабель-ности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестои-мости продукции. Этот показатель может быть широко использован в анали-тических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответствен-ностью «Ивола». Швейное производство ООО «Ивола» без каких-либо по-средников производит и реализует гарантированно-качественную сертифи-цированную продукцию.
За текущий год выручка от реализации продукции увеличилась на 60882 тыс. рублей или в 5,3 раза. Себестоимость росла более быстрыми темпами и увеличилась в 5,6 раза или на 58278 тыс. руб. В связи с этим прибыль от реа-лизации продукции увеличилась на 2604 тыс. руб. или приблизительно в 2,4 раза.
В 2004 году численность работающих на предприятии увеличилась на 9 человек или на 5%. Данный фактор, а так же увеличение валовой продукции в 5,3 раза повлиял на увеличение выработки, за анализируемый период она увеличилась на 320,8 тыс. руб. или в 6 раз на одного работника.
Анализ общей рентабельности организации показал, что эффективность средств, вложенных в активы организации (как из собственных, так и из за-емных источников), в 2003 году составляла 11,6%., в 2004 году рентабель-ность снизилась до 4,6%. Это было связано с тем, что темп роста активов предприятия превысил темп роста балансовой прибыли.