Конкурентоспособность предприятия ОАО «ХХХ»

Название работы: Конкурентоспособность предприятия ОАО «ХХХ»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия. 6

1.1 Понятие и формирование стратегии конкурентоспособности предприятия. 6

1.2 Необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке. 17

1.3 Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятия. 25

Глава 2. Методологические основы применения системы маркетинг-микс при оценке конкурентоспособности предприятия. 35

2.1 Общие положения системы маркетинг-микс. 35

2.2 Анализ некоторых компонентов системы маркетинг-микс. 37

2.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия и его продукции. 47

Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «ХХХ». 54

3.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «ХХХ». 54

3.2 Оценка конкурентоспособности на основе анализа финансовых коэффициентов деятельности предприятия ОАО «ХХХ». 63

Заключение. 77

Список использованной литературы. 80

Приложение. 83

Выдержка:

Введение:

В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: «Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества». 1

Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).

Актуальность темы дипломной работы очевидна, так как конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

Существует множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные из них. Как было отмечено выше, конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

Целью данной дипломной работы является проведение анализа конкурентоспособности предприятия ОАО «ТНПКО» на основе системы маркетинг-микс.

В связи с поставленной целью были определены задачи анализа конкурентоспособности предприятия:

- рассмотреть теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия;

- изучим необходимость анализа конкурентного положения предприятия на рынке;

- рассмотрим методологические основы применения системы маркетинг-микс при оценке конкурентоспособности предприятия;

- проанализируем деятельность предприятия ОАО «ТНПКО».

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Глава 3:

Как видно из таблицы, за 2001 год произошли изменения коэффициентов, и по сравнению с предыдущим 2000 годом они увеличились, практически приблизились к значениям коэффициентов на начало 1999 года.

ОАО «ТНПКО» в 2001 году имело общую финансовую устойчивость. Коэффициент финансовой устойчивости в части формирования запасов и затрат увеличился на 0,51 %, что ближе к нормативному значению. Это говорит о том, что предприятие обеспечено запасами и затратами за счет собственных оборотных и заемных средств.

Коэффициент финансовой независимости в части всех оборотных активов увеличился на 0,24 %, СОС и заемные средства покрывают оборотные активы в начале года на 0,1 %, а в конце года - на 0,34 %. Значение коэффициента превышает нормативное значение 0,1, и практически сравнялось со значением этого коэффициента, который был в 1999 году на начало года.

Коэффициент маневренности также отмечает тенденцию к увеличению, на начало отчетного периода доля СОС в составе собственного капитала составила 0,04 %, а на конец отчетного периода – 0,19 %, что ниже нормативного значения (0,5 %). Это говорит о недостаточной мобильности собственных средств предприятия.

Для большей наглядности изобразим показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия графически (см. рисунок 3.2.4).

Заключение:

Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.

Целью данной работы явилось изучение вопросов анализа конкурентоспособности предприятия в том виде, который универсален для всех предприятий, независимо то рода их деятельности. Однако специализация предприятия накладывает свои особенности на задачи и результаты анализа его конкурентоспособности. Группировка показателей конкурентоспособности, данная в этой работе, достаточно условна. Анализируя конкурентоспособность, необходимо оценить качественную и количественную взаимозависимость всех сфер деятельности предприятия.

В условиях нестабильной экономики (например, спад производства), высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки конкурентоспособности предприятия в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для анализа конкурентоспособности, либо рассматриваемый способ оценки конкурентоспособности предприятия (организации) дополнится другими.

Проанализировав бухгалтерскую отчетность ОАО «ТНПКО» за 1999-2001 года можно говорить о слабой конкурентоспособности предприятия, особенно в сфере финансов.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что конкурентоспособность предприятия - комплексное понятие, представляющее интерес не только для сторонних наблюдателей (например, банка-кредитора), но и для самого предприятия, поскольку основано на общих принципах финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и рентабельности. Как бы успешно ни работало предприятие, периодически оно нуждается в привлечении заёмных средств: при расширенном воспроизводстве такая потребность возникает чаще всего по поводу приобретения основных фондов, в таком случае кредитование средств производится в капитальные вложения. К сожалению, в настоящее время очень редкое предприятие способно работать по такому принципу. В остальных случаях конкурентоспособность повышается за счет пополнения оборотных средств предприятия, недостаток в которых — постоянное явление на наших предприятиях. Ввиду этого обстоятельства очень важно постоянно поддерживать высокий уровень конкурентоспособности предприятия.

Похожие работы на данную тему