Психологические особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня адаптации

Название работы: Психологические особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня адаптации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 3-5

Глава I. Теоретические аспекты проблемы эмоциональных со-стояний и проблемы адаптации. 6-39

1.1. Теоретические подходы к проблеме эмоциональных состояний . 6-18

1.2. Теоретические подходы к проблеме адаптации. 19-27

1.3. Проблема адаптации детей к школьному обуче-нию. 28-39

Глава II. Экспериментальное исследование проблемы эмоцио-нальных состояний детей младшего школьного воз-раста в зависимости от уровня адаптации. 40-56

2.1. Описание методов исследования . 40-45

2.2. Анализ особенностей эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от уровня адап-тации . 46-56

Заключение. 57-58

Библиография. 59-62

Приложения

Выдержка:

Введение:

В связи с изменениями в жизни общества, порождающими неопреде-ленность, напряженность, увеличилось число детей, отличающихся повы-шенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, дезадаптацией. Перед обществом и, в частности, перед системой образования стоит серьезная задача – сохранение психологического здоровья детей. Од-ним из важных факторов сохранения психологического здоровья является эмоциональное благополучие. Негативные эмоциональные состояния в даль-нейшем могут привести к отклонению психологического здоровья детей, психо-эмоциональным расстройствам.

Проблемой эмоциональных состояний занимались: Н.Д. Левитов, Е.П.Ильин, С.Л. Рубинштейн, Ю.Е. Сосновикова, Л.С. Славина, А.М. При-хожан. В работах П.М. Якобсон, А.М. Прихожан, Л.С. Славиной, Б.И. Кочу-бей, А.Н. Лутошкина важное место отводится проблеме эмоций детей.

По мнению А.Н.Леонтьева, эмоции развиваются в деятельности и зави-сят от ее содержания и структуры. Эмоциональное состояние связано с опре-деленной социальной ситуацией развития. Переживание ситуации, ее изме-нение вызывает конкретное эмоциональное состояние.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступ-ления ребенка в школу, изменяется социальная ситуация развития (включе-ние в новую для него деятельность, новое положение среди окружающих), ведущей деятельностью становится учебная. Именно период младшего школьного возраста (первое полугодие первого года обучения) сложный и значимый, связанный с адаптацией ребенка к школе. В период адаптации к школе происходят существенные изменения в психическом развитии ребен-ка. Поступление в школу влияет на его психо-эмоциональное состояние в связи с расширением содержания деятельности и увеличением эмоциональ-ных объектов.

Глава 2:

Из таблицы видно, что 23,41% испытуемых отнесены к группе учащих-ся с высоким уровнем мотивации, адаптации, в силу того, что набрали соот-ветствующую сумму баллов (25-30). Все ответы этих детей свидетельствуют о их положительном отношении к школе, предпочтении ими учебных ситуа-ций. Они с радостью идут в школу, им не нравится, когда отменяют уроки, не хотят, чтобы не задавали домашних заданий.

Ответы учащихся со средним уровнем мотивации, адаптации (31,92), оцененные в 20-24 балла, указывают на положительное отношение к школе. Детям нравится в школе, у них много друзей в классе, они часто рассказыва-ют о школе родителям, им бы не хотелось, чтобы в школе остались одни пе-ремены, им нравится, что задают домашние задания.

Учащиеся с внешней мотивацией (14,89%), набравших 15-19 баллов за ответы, школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Школьники, чьи ответы были оценены в 10-14 баллов, входят в группу учащихся с низким уровнем мотивации (17,02%). Они чаще дают нейтраль-ные и отрицательные ответы, касающиеся отношения к той или иной школь-ной ситуации. Выявлены дети со школьной дезадаптацией (12,76%), сумма баллов за их ответы не превысила 10. Для них характерны ответы, соответст-вующие негативному отношению к школе. В школе им не нравится, часто хочется остаться дома, нравится, когда отменяют уроки. Они хотели бы, что-бы не задавали домашних заданий, чтобы был менее строгий учитель; в клас-се у них нет друзей и одноклассники не нравятся.

Полученные результаты отражены в гистограмме 1.

Заключение:

В результате анализа психолого-педагогической литературы по про-блеме эмоциональных состояний и адаптации, мы пришли к выводу:

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Эмоциональные состояния – это психические состояния, осложненные эмоциональными переживаниями.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности, степени дифференцированности выделяются виды эмоциональных состояний: чувст-венный тон ощущений, аффект, настроение, страсть, собственно эмоции, чувства, стресс. К особому виду эмоциональных состояний относится тре-вожность.

Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Социально – психическая адаптация есть 1) постоянный процесс ак-тивного приспособления индивида к условиям социальной среды, 2) резуль-тат этого процесса. Социально – психическая адаптация – процесс приобре-тения людьми определенного социально – психологического статуса, овладе-ния теми или иными социально – психологическими ролевыми функциями. В ходе социально – психологической адаптации реализуются потребности, ин-тересы и стремления личности, раскрывается и развивается ее индивидуаль-ность.

К одному из видов социально – психологической адаптации относится школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мо-тивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при переходе к систе-матическому организованному школьному обучению.

Неблагоприятным результатом адаптационного процесса является де-задаптация. Образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, искажений в личностном развитии оп-ределяют как школьная дезадаптация.

Похожие работы на данную тему