Процесс формирования системной лексики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Название работы: Процесс формирования системной лексики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования лексической системы языка у дошкольников.

1.1. Лексема как единица языка и речи.

1.2. Онтогенез развития лексической системы языка.

1.3. Особенности формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Глава 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

2.1. Методика исследования моторики артикуляционного аппарата.

2.2. Методика исследования лексических средств языка.

2.3. Методика исследования грамматических средств языка.

2.4. Анализ результатов констатирующих экспериментов.

Глава 3. Содержание логопедической работы по формированию лексической системы языка.

3.1. Модель формирования системной лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Заключение.

Список литературы.

Выдержка:

Введение:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Проблема развития морфологической стороны в составе грамматического строя речи интересовала многих ученых, таких как Е.Н.Водовозова, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.М.Леушина, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, С.Полоцкий, С.Л.Рубинштейн, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, А.Н.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.

Глава 3:

Анализ выделенных вариантов отклонений с точки зрения соотношения системы языка и узуса позволяет сделать вывод о том, что ошибки при словообразовании у детей с нормальным развитием представляют собой отклонения от языковой нормы, узуса. В тоже время окказионализмы у дошкольников с данной речевой патологией характеризуются не только неусвоением узуса, но прежде всего нарушением усвоения словообразовательной системы языка.

При разработке методики логопедического воздействия по формированию словообразования у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии учитывались следующие основополагающие теоретические положения:

1. когнитивный подход к решению проблемы словообразования у дошкольников;

2. принцип симультанно-сукцессивного формирования словообразования;

3. принцип поэтапного формирования речевых операций на основе которых происходит овладение грамматическими закономерностями языка;

4. принцип деятельностного подхода;

5. принцип развития, учёт зоны актуального и ближайшего развития (по Л.С.Выготскому)

6. онтогенетический принцип;

7. коррекционная работа по формированию словообразования опиралась на психологическую структуру процесса овладения словообразованием;

8. системно-структурный принцип;

9. принцип учёта симптоматики, механизмов и структуры речевого дефекта;

10. доминирующая роль семантики в прцессе овладения языковыми закономерностями;

11. постепенный переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к вербально-логическому мышлению;

12. переход от общего, нерасчленённого, иконического восприятия значения слова к расчленённому, аналитическому, дискретному восприятию, к осознанию семантики слова в единстве лексического, деривационного и грамматического значения.

Учитывая указанные теоретические положения, были определены следующие направления:

- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- развитие лексики;

- дифференциация категориальных значений существительных, прилагательных, глаголов;

- дифференциация значений словообразующих морфем;

- закрепление связи значения и звуковой оболочки словообразующих аффиксов;

- закрепление словообразовательных моделей существительных, прилагательных, глаголов;

- работа с родственными словами, анализ и сравнение по значению и звуковой структуре родственных слов, формирование словообразовательной парадигмы;

- анализ и сравнение слов с одинаковыми словообразующими суффиксами;

- включение производного слова в структуру словосочетания, предложения;

- работа над морфемным составом слов;

- развитие словоизменения, дифференциация процессов словоизменения и словообразования;

Заключение:

Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы и проведенное экспериментальное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

В теории и практике дошкольной коррекционной педаго¬гики особую значимость имеют проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в системе обучения и в обществе в целом. Для решения этих проблем необходима реорганизация медико-психолого-педагогической диагностической, профи¬лактической, социальной работы, включая патронажную службу применительно к разным категориям детей дошколь¬ного возраста с проблемами в развитии.

За последние годы заметно расширилась система дошко¬льных учреждений для детей с отклонениями в развитии, улучшилось ее кадровое обеспечение, однако перед дошколь¬ной коррекционной педагогикой стоит ряд важных задач.

Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

Похожие работы на данную тему