Процесс формирования системной лексики у детей

Название работы: Процесс формирования системной лексики у детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………….

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования лексической системы языка у дошкольников.………………………

1.1. Лексема как единица языка и речи..………………...…………..

1.2. Онтогенез развития лексической системы языка…..………..…

1.3. Особенности формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии..…………………...

Глава 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии….………..…………………………...

2.1. Методика исследования моторики артикуляционного аппарата………………………………………………………………..

2.2. Методика исследования лексических средств языка..…..……..

2.3. Методика исследования грамматических средств языка...……

2.4. Анализ результатов констатирующих экспериментов………...

Глава 3. Содержание логопедической работы по формированию лексической системы языка………………………………………….

3.1. Модель формирования системной лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии……………………

Заключение……………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………...

Выдержка:

Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Проблема развития морфологической стороны в составе грамматического строя речи интересовала многих ученых, таких как Е.Н.Водовозова, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.М.Леушина, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, С.Полоцкий, С.Л.Рубинштейн, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, А.Н.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.

Глава 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

2.1. Методика исследования моторики артикуляционного аппарата

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы. Данные современных психолингвистических, психологических и педагогических исследований требует построения системы развития речи детей с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.

В настоящее время эти принципы занимают ведущее место при разработке содержания и методов обучения речи детей дошкольного возраста. В дефектологии на их основе строится обучение дошкольников с нарушениями слуха, интеллекта и другими аномалиями развития. Как нами было сказано выше, в логопедии психолого-педагогический подход сформулирован Р. Е. Левиной.

В основу системы специального обучения детей на логопедических занятиях положены психологические закономерности усвоения языка как средства общения с учетом особенностей детей, имеющих аномальное речевое развитие. Но, прежде всего, необходимо обследование группы детей и выявление недостатков речевого развития на ранней стадии.

Для подробного анализа состояния развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста нами был использован следующий диагностический материал: методики на исследование моторики артикуляционного аппарата, лексических средств языка, грамматических средств языка. Анализ результатов представлен нами в п.2.4. настоящей дипломной работы.

Похожие работы на данную тему